ЧП не случилось Вперёд

ЧП не случилось

Андрей Яковлев Александр Афанасьев, локомотивная бригада

Андрей Яковлев и Александр Афанасьев предотвратили возможный сход подвижного состава

Как всё начиналось
Без малого три десятка лет прошло с той поры, когда приятели-одноклассники из Поворино Андрей (на фото – слева) и Александр сделали выбор в пользу работы на стальной магистрали. Было им по 15 лет. 

Позади остались восемь классов в железнодорожной школе № 44, и, наконец, появилась долгожданная возможность получить необходимые знания в одном из железнодорожных учебных заведений. Так и сделали ребята.

Поступили в Поворинское профессиональное техническое училище № 41, чтобы водить поезда, экспрессы с пассажирами и тысячетонные составы на дальние расстояния. И уже спустя три года получили заветные «корочки», которые свидетельствовали, что перед нами не просто молодые люди, а специалисты – помощники машиниста локомотива, экплуатационники. Яковлева и Афанасьева приняли в штат локомотивного депо Поворино.

За прошедшие десятилетия и Андрей Яковлев, и Александр Афанасьев вписали не одну завидную строку в свою профессиональную биографию. Они получили право самостоятельного вождения тепловозов и электровозов, имеют высокие классы квалификации. 

После ПТУ – и опять же не отставая друг от друга – успешно окончили Лискинский техникум железнодорожного транспорта (правда, затем Яковлев взял ещё одну высоту, на этот раз вузовскую – Российский государственный открытый технический университет путей сообщения).

Не однажды обогнули они, если сложить суммарно их рейсы, земной шар. Через лобовое стекло кабины локомотива видели рождение и закат дня, встречали зимы и вёсны. И в жару, и в холод старались достойно стоять на трудовой вахте.

Структурные преобразования, идущие в железнодорожной отрасли, заставили их сменить место рабочей прописки – с 2013 года они являются машинистами тепловозов моторвагонного депо Отрожка. Колонна дислоцируется на станции Грязи-Воронежские.

Нацеленность на добрый результат в деле, за которое взялись сослуживцы, пришла им на выручку и в недавнем происшествии.

«Посторонний предмет на пути!»
В тот день не нашлось помощника в локомотивную бригаду (бывает и так), и работать пришлось в «два машиниста». Яковлев «выступал» первым номером, а кресло напарника занял Афанасьев.

Отправились со станции Жердевка в направлении Борисоглебска, где должны были произвести посадку пассажиров в пригородном сообщении. Составность поезда – два вагона рельсового автобуса РА-2. В них находились работники железнодорожного транспорта, которые либо заступали на дежурство, либо возвращались домой после смены. На часах – 16.55. Проследовали на перегон Терновка – Народная. Поезд оставлял километр за километром. Профиль пути знакомый («как школьный урок, заученный назубок»). Между 631 и 632 километрами колея делала кривую. Видимость носила ограниченный характер. Но и тут должно было быть всё хорошо. Но что это?

«Неожиданность пришла в виде упавшего на рельсы дерева, – рассказал Андрей Яковлев. – Оно опрокинулось на железнодорожное полотно и препятствовало движению. Прошёл сильный ураган, и дерево стало последствием стихии. Конечно, отправившись из Жердевки, мы с Александром ни на секунду не теряли бдительности. Ведь везём людей, управляем дорогостоящей техникой. Эта внимательность и сыграла положительную роль».

Локомотивщики почти одновременно выдохнули: «Дерево!» Яковлев тут же краном машиниста произвёл остановку рельсового автобуса. Движение со скрежетом стало быстро угасать. Остановился поезд в 40 метрах от злополучного массивного препятствия. Остановочного отрезка хватило. Промедли ещё немного – и столкновения не удалось бы избежать, как и схода.

Об опасности, поджидавшей локомотивную бригаду на участке с ломаным профилем, полетело сообщение по радиосвязи поездному диспетчеру. Мол, остановились на таком-то километре в такое-то время, применив экстренное торможение. На пути – посторонний предмет.

Информацию приняли должным образом и обещали вскоре прислать путейцев для расчистки рельсовой колеи.

Но наши герои из числа тех, кто дорожит каждой минутой.

Оценили свои возможности (вместе с другими железнодорожниками, которые ехали в поезде) и, взявшись «всем миром», сначала обломали ветки у дерева, а потом оттащили его в сторону. На всё про всё ушло минут десять – не больше.

Передали диспетчеру, что появилась возможность дальнейшего движения, препятствие убрано, а для окончательной расчистки колеи необходимо прибытие аварийной бригады.  Руководитель участка дал разрешение.

«Кроме сообщения о ЧП поездному диспетчеру, сделал соответствующую запись в Книгу замечаний машинистов».

…В разговоре Яковлев не раз произнёс: «Это самая обычная рабочая ситуация. Так бы на нашем месте поступил каждый машинист. Главное – вовремя проявить бдительность и не допустить беду на железную дорогу. Минута в минуту привести поезд к месту назначения».

Как признался Андрей Яковлев, им нравится нынешняя работа. Они чувствуют себя на своём месте. И откровенно сказал:
«Дорожим честью своих семей. Я, к примеру, железнодорожник во втором поколении. Отец, Юрий Григорьевич, работал машинистом тепловоза локомотивного депо Поворино. Трудовой путь начинал со слесаря, был замом начальника депо по ремонту. Вся жизнь – на Юго-Восточной.

«После себя видите продолжение?»

«А как же! У меня взрослая дочь Татьяна. И сын Матвей. Сына и дочь воспитывает и Александр Афанасьев. Так что полку железнодорожников прибудет».

Честно и ответственно выполнять порученное дело – в этом видят Андрей Яковлев и Александр Афанасьев своё предназначение.

Автор: Виктор Минаков