Чистая работа Железнодорожник Поволжья

Чистая работа

Маргарита Мараховская, инспектор по охране окружающей среды железной дороги по Волгоградскому региону Центра охраны окружающей среды

Благодаря Маргарите Мараховской в Волгоградском регионе на 30 процентов снизились вредные выбросы в атмосферу

Со всеми обязанностями инспектора Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги Маргарита Мараховская справляется благодаря своему трудолюбию. Это оценило и руководство ОАО «РЖД», наградив её почётной грамотой президента компании.  

В мае все образовательные учреждения ОАО «РЖД» праздновали День Земли, в рамках которого прошли разнообразные экологические мероприятия. Не стала исключением и волгоградская школа-интернат № 7 ОАО «РЖД».

– Сегодня учащихся младших классов принимают в «эколята», а школьники постарше вступают в ряды «Молодых защитников природы», – обратилась к собравшимся на торжественной линейке по случаю Дня Земли инспектор по охране окружающей среды железной дороги по Волгоградскому региону Маргарита Мараховская. – Так что в нашей природоохранной организации теперь есть молодое пополнение.

Кому же ещё можно было доверить посвящение ребят в ряды защитников природы, как ни почётному экологу Волгоградского региона Маргарите Мараховской?! Больше половины своей жизни посвятила она охране природы Волгоградской области. Железнодорожница в третьем поколении, настоящий профессионал своего дела, Маргарита Николаевна познакомила мальчишек и девчонок с важными правилами, которые помогут сохранить чистоту окружающей среды. В знак столь важного для школьников события почётный эколог приколола им нагрудные значки и надела на головы молодых экологов пилотки. Теперь эти ребята – «эколята»!

Каждый год Маргарита Мараховская возглавляет отряд работников Волгоградского региона, занятых на уборке мусора на территориях предприятий и вдоль железной дороги. Организатор деятельности «трудового десанта» и инспектор в одном лице, Маргарита Николаевна отвечает не только за качество выполненной работы, но и за «обмундирование» «зелёного патруля». Каждый должен быть одет в спецформу: футболки с логотипом ОАО «РЖД», бейсболки акции «Всероссийский экологический субботник – Зелёная Россия», рабочие перчатки. А ещё надо иметь с собой большие пакеты для сбора «добычи». После того, как гора мусора и бытовых отходов собрана, почётный эколог проконтролирует каждое предприятие на предмет поддержания чистоты и порядка. 

Благодаря героине этих строк в прошлом году железнодорожники всех предприятий Волгоградского региона прошли обучение правилам обращения с опасными отходами. По словам инспектора, лет десять назад никто бы и не подумал, что, например, утилизировать выработавшие свой срок люминесцентные лампы нужно по особым правилам. Кстати, в Волгоградском регионе железнодорожники активно сортируют отходы. Так, за два года реализации программы здесь собрали и сдали около 20 тонн отходов бумаги.

Инспектора по контролю окружающей среды по Волгоградскому региону Маргариту Мараховскую знают на каждом предприятии.

– Я осуществляю контроль и оказываю помощь предприятиям по соблюдению природоохранного законодательства, – поясняет героиня очерка. – Направляю их деятельность в нужное русло, чтобы не было ни аварийных ситуаций, ни штрафных санкций, и чтобы была подготовлена вся необходимая нормативная документация. Дополнительно веду отчётность по экологии для ОАО «РЖД», Росприроднадзора и Росстата. В этом вопросе ключевые моменты – своевременность и правильность.

Да, выполнять все обязанности сотрудника Центра охраны окружающей среды нелегко, особенно с учётом того, что, как правило, на предприятиях нет отдельной должности эколога (кроме эксплуатационных локомотивных депо). Так что назначить ответственным за экологию могут и техника, и механика, и инженера, и монтёра пути. В этом случае инспектор должен обучить новоиспечённых «коллег» навыкам работы, за что Маргарита Николаевна всегда бралась с энтузиазмом.

В последнее время Волгоградскому региону уделяется большое внимание со стороны руководства ОАО «РЖД». В этом, как считает Маргарита Николаевна, заслуга коллектива Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги под руководством его начальника Ирины Антуфьевой. Начиная с 2004 года и до настоящего момента ведётся строительство и реконструкция очистных сооружений моторвагонного депо Волгоград, пункта промывки вагонов на станции Иловля, ремонтных локомотивных депо Волгоград и Петров Вал. В 2014 году в локомотивном депо Петроввальское проведены работы по очистке пруда-испарителя. В 2015 году начато строительство очистных сооружений в локомотивном депо Максим Горький, сегодня там ведутся пуско-наладочные работы. В конце текущего года планируется строительство новых очистных сооружений в Сарепте. Они заменят устаревшую малоэффективную нефтеловушку, которую ввели в эксплуатацию ещё в семидесятые годы прошлого столетия. Инспекторы по охране окружающей среды постоянно «держат руку на пульсе», проводят анализы проб. 

Инспектор участвует и в проверках Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», а также государственных природоохранных структур. Бывает, что накалившуюся ситуацию удаётся разрядить только благодаря профессионализму Маргариты Николаевны. 

– Это было в 2012 году, – рассказывает её коллега, ведущий инженер экологической лаборатории Светлана Безрукова. – Московская проверка. Мы вовремя предоставляем необходимые документы, всё идёт по плану. И тут комиссия выявляет нарушение! Мы спешим исправить его на месте. В итоговом протоколе указано – замечание устранено, и отдельно отмечена инициатива Мараховской.

Светлана Аллямовна добавляет, что Маргарита Николаевна – профессионал своего дела, человек редкой работоспособности и к тому же очень коммуникабельный. В этом помогает опыт, который она получила за всё время работы в лаборатории, начиная со «стартовой» должности техника. 

– Если эколог не выполняет свою работу, это замечается сразу, – подчёркивает Светлана Безрукова. – Если же всё идёт гладко, своевременно и качественно, то это расценивается как нечто само собой разумеющееся... 

За последние три года в Волгоградском регионе выбросы в атмосферу от структурных подразделений уменьшились на 30 процентов. Организованы сбор отходов и места их накопления. Практически отсутствуют стихийные свалки. С вводом в эксплуатацию очистных сооружений локомотивного депо Максим Горький будет ликвидирован единственный в регионе сброс очищенных сточных вод на рельеф местности. Во время проверок транспортной прокуратуры и инспекторов Росприроднадзора замечания, касающиеся экологии, практически не выявляются, а если и бывают, то их устраняют на месте без привлечения дополнительных сил и денежных вливаний. 

Вот почему, вручая Маргарите Мараховской почётную грамоту президента ОАО «РЖД», тогдашний заместитель начальника дороги по территориальному управлению Александр Сюськин сказал: экология Волгорадского региона – в надёжных руках. И в этом нет ни капли сомнения, ведь Маргарита Николаевна не откладывает дела «на потом», обдумывает каждое слово и умело анализирует информацию, поступающую с трёх регионов Приволжской магистрали.

– Мама очень много работает. К ней часто обращаются за консультацией и помощью, и она не отказывает, если это в её компетенции, – отзывается дочь Валерия, которая пошла по стопам Маргариты Николаевны и теперь тоже работает в лаборатории.

Перенимать знания и бесценный опыт своих родителей, наверное, и есть главная «фишка» их семейных отношений. Валерия благодарна Маргарите Николаевне, а та, в свою очередь, – родителям за воспитание, которое получила. Кстати, оба они отдали всю жизнь железной дороге. Папа Николай Трофимович Рожков – машинист, заслуженный работник транспорта РФ с сорокалетним стажем. Мама Нина Семёновна – техник-расшифровщик. А родоначальником династии стал Семён Матвеевич Павленко, который работал мастером паровозного депо. Вот почему профессиональный выбор Маргариты Николаевны был очевиден.

– Других мыслей по поводу того, где работать, и не возникало, – признаётся Мараховская. – Родилась бы мальчишкой – обязательно пошла бы в машинисты! Уже в двенадцать лет знала, что такое тепловоз, и несколько раз ездила с папой от Котельниково, где мы тогда жили, до станции имени Максима Горького.

В 1988 году, отучившись в МИИТе, моя собеседница вернулась домой. В статусе молодого специалиста Маргарита Мараховская устроилась в производственную лабораторию по контролю за вредными выбросами в атмосферу и состоянием вентиляции, а научила будущего инспектора работать, направила на путь настоящего профессионала наставница – Светлана Гончарова.

Автор: Любовь Каретникова