Машинист выявил неисправность пути Призыв

Машинист выявил неисправность пути

Сергей Кириллов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Златоуст

Сергей Кириллов предотвратил сход поезда, почувствовав внезапный толчок во время движения

В пятницу утром 27 мая локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Златоуст в составе машиниста Сергея Кириллова и его помощника Дениса Газимова, как обычно, прошли все предрейсовые процедуры. После обязательного инструктажа получили маршрут. На этот раз локомотивной бригаде предстояло вести грузовой состав на станцию Дёма Куйбышевской железной дороги. 

Это был транзитный поезд, и на станции Златоуст, в соответствии с принятым технологическим процессом, менялась только локомотивная бригада. Машинист Сергей Кириллов порадовался, что придётся ехать на современном электровозе переменного тока 2ЭС6 «Синара». Но тем не менее, принимая машину, он детально расспросил предыдущую локомотивную бригаду, которая приехала из Челябинска, о том, как вёл себя электровоз в пути, внимательно осмотрел все узлы и агрегаты, механическую часть. Этому непреложному правилу Сергей Кириллов строго следует с того самого момента, как 18 лет назад встал за правое крыло локомотива. 

– Это же техника, и в дороге с ней может случиться всякое. Хоть электровоз и новый, но лишний осмотр ему не помешает. Так на душе будет спокойнее, – замечает машинист Сергей Кириллов. – Тем более что участок, по которому нам предстояло вести поезд, считается на Южно-Уральской железной дороге самым сложным по профилю и очень коварным. Он не раз приносил моим коллегам неприятные сюрпризы. Здесь много затяжных подъёмов и спусков. Поэтому тут надо быть всегда начеку. Вот с таким настроем мы с моим молодым помощником Денисом Газимовым и отправились в очередной рейс до станции Дёма.

Примерно часа через полтора локомотивная бригада без приключений доехала до станции Сулея. Дежурный принял решение пропустить транзитный поезд по четвёртому главному пути.

– И вдруг на восьмом пикете 1866 километра почувствовал горизонтальный толчок. Электровоз основательно тряхнуло. У меня от неожиданности произошло буквально секундное замешательство, а потом голова начала чётко работать, раскладывая всё по полочкам. Судя по тому, как отреагировал корпус электровоза, где-то притаилась неисправность пути. Исходя из этого, и начал выстраивать дальнейшие действия, – в подробностях вспоминает Сергей Кириллов свою первую реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути следования. 

Несмотря на то что в таких сложных и неординарных ситуациях Сергею Кириллову за четверть века работы в поездах бывать ни разу  не приходилось, тем не менее, он не растерялся и действовал так, как написано в инструкциях и ПТЭ. 

– В данном случае экстренное торможение запрещено. Оно может только усугубить ситуацию и привести к ещё большим проблемам, – со знанием дела говорит машинист.

– Поезд тяжёлый. За спиной у локомотивной бригады 76 условных вагонов и вес 6200 тонн. Да ещё и скорость приличная – 55 километров в час. Неизвестно, как бы повёл себя неисправный путь, если бы на него в случае экстренного торможения начала давить такая огромная масса. В подобной ситуации поезд необходимо останавливать только служебным торможением, что я и сделал. 

Сергей Кириллов о своих действиях тут же доложил дежурному по станции. Проехав примерно метров семьсот, поезд в 11 часов 56 минут остановился. Машинист оставил в кабине электровоза помощника, а сам отправился вдоль состава искать причину бокового толчка. Через некоторое время к нему присоединился вызванный на место ЧП мастер Бердяушской дистанции пути. Вместе при детальном осмотре под одним из хвостовых вагонов железнодорожники и обнаружили просадку пути по левой по ходу движения нитке и деформацию полотна. После короткого совещания дорожный мастер принял решение пропустить по проблемному месту оставшийся десяток вагонов. В 12 часов 44 минуты Сергей Кириллов осторожно со скоростью 5 километров в час вывел состав из опасной зоны. Всю оставшуюся дорогу до конечного пункта назначения локомотивная бригада внимательно контролировала состояние пути и наблюдала за контактной сетью. А вдруг где-нибудь снова притаилась неисправность! 

– Молодец! Этот машинист достоин всяческих похвал. Не растерялся, сработал очень чётко и грамотно. Благодаря проявленной бдительности ¬предотвратил сход поезда, – отмечает правильные и уверенные действия машиниста Сергея Кириллова начальник Южно-Уральской железной дороги Виктор Попов. – А вот работники Бердяушской дистанции пути заслуживают очень серьёзной критики. Их бездеятельность могла привести к весьма печальным последствиям. На этом участке вагоном-путеизмерителем были выявлены серьёзные отклонения в состоянии пути, но никто их так и не удосужился устранить.

Следует отметить ещё одно важное обстоятельство в этом чрезвычайном происшествии. По этому же пути за поездом Сергея Кириллова следовал пассажирский состав. А если бы машинист по каким-то причинам не придал значения боковому толчку и проследовал дальше по намеченному маршруту? 

Боковой толчок стал не только хорошей проверкой технических знаний и реакции опытного машиниста Сергея Кириллова, но отличным наглядным уроком для его молодого помощника Дениса Газимова, который пришёл работать на железную дорогу всего несколько месяцев назад.

– Честно говоря, когда почувствовал резкий и сильный толчок, то даже немного испугался. Ведь раньше мне ничего подобного испытывать не приходилось. Сразу же перевёл взгляд на Сергея Станиславовича. Но, увидев, как уверенно действует мой наставник, тут же успокоился. Про себя отметил, что на его лице не было ни тени растерянности. Наблюдать за работой настоящего профессионала в ответственный момент – это же лучше любого технического занятия! Такое навсегда врезается в память. Если мне, когда стану машинистом, доведётся попасть в такую ситуацию, то наверняка не растеряюсь и приму верное решение, – говорит помощник Денис Газимов.

Машинисту Сергею Кириллову 47 лет. С дет¬ства мечтал пойти по стопам деда, который работал ещё на паровозах. После окончания школы поступил в Златоусте в железнодорожное училище. После его окончания целый год ездил помощником машиниста. Потом была служба на флоте. Здесь он окончательно утвердился в мысли, что его место только на железной дороге. По возращении в 1991 году снова устроился в депо. Восемнадцать лет назад получил права машиниста. В депо Сергей Кириллов считается толковым и грамотным локомотивщиком. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в 2011 году ему вручили одну из самых уважаемых среди машинистов отраслевых наград – знак «Миллион километров безаварийного пробега».

– Я не совершил ничего из ряда вон выходящего. Машинист, выезжая на линию, должен замечать любую неисправность, и в первую очередь –  угрожающую безопасности движения поездов. Мы обязаны, согласно действующей инструкции, доложить обо всём и записывать в книгу замечаний для того, чтобы смежные службы смогли в установленные сроки устранить выявленные замечания. Это просто наша обязанность, – считает Сергей Кириллов.

Автор: Вячеслав Чеботько