Лидер перемен Вперёд

Лидер перемен

Виталий Кутоманов, начальник станции Лиски

Виталий Кутоманов – «бронзовый» призёр конкурса на звание «Лучший начальник железнодорожной сортировочной станции»

На сегодняшний день 29-летний начальник станции Лиски, пожалуй, самый молодой из всех его коллег, командующих крупнейшими узловыми станциями России.

Но так ведь и писатель Аркадий Гайдар уже в 16 лет полком командовал и оставил добрый след, написав актуальную во все времена повесть «Тимур и его команда». Станционный «полк» Виталия Кутоманова – это почти 400 «боевых штыков», продолжающих достойно писать летопись 145-летней станции.

Традиции доблести, по признанию моего героя, не дают и ему морального права окапываться на высотах, уже взятых его старшими предшественниками. А что молодо – не всегда зелено, молодой станционный начальник подтвердил победными прорывами своего коллектива: за три с половиной года его руководства станцией Лиски она трижды становилась лидером сетевого соревнования. Виталий Кутоманов признаётся: «В формирование меня как начальника крупнейшей станции вносят неоценимый вклад прекрасные наставники – Почётные железнодорожники, составитель поездов Геннадий Зубов и оператор Лариса Колодяжная, сигналист Зоя Муратова, награждённая медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, ДСП Алла Буйленко и Елена Лаптева, отмеченные наградами президента ОАО «РЖД».

И такое признание тем более важно, что путь к железнодорожной профессии не был прописан, что называется, на роду у моего героя – он железнодорожник в первом поколении, поэтому благотворное влияние семейной династии обошло его стороною. Но этот природный пробел компенсировало место рождения – железнодорожный посёлок Готня, что на Белгородчине.

«Там, – рассказывает, – профессия железнодорожника была синонимом понятий «дисциплина», «уважение», «стабильность», и я просто не мог с ней разминуться».

Окончив физико-математический лицей в Белгороде, Виталий поступает в Харькове в Украинскую государственную академию железнодорожного транспорта на отделение организации перевозок и управления на транспорте. Железнодорожные вёрсты в своей трудовой биографии стал отсчитывать дежурным, а затем и начальником станции своего детства Готня, позвавшей его к профессии. Здесь, а затем на станции Крейда закладывались основы управленческого мастерства.

Виталий Кутоманов убеждён: руководитель, застывший в самосовершенствовании, непременно станет тормозом своего коллектива. Поэтому, подавая пример подчинённым работы над собою, получил сертификат по программе «Лидер перемен» и окончил Корпоративный университет ОАО «РЖД». А на подходе и очередной финиш ученичества – окончание двухлетних курсов МГИМО по специализации «международные транспортные перевозки».

…Начальник любой станции, а узловой особенно – фигура с непременными способностями к дипломатии, разводящая по углам конфликты интересов разных структурных подразделений, «завязанных» на работе станции. «В подобных ситуациях, – говорит Кутоманов, – я стараюсь видеть в первую очередь целевые задачи компании, а не местническую чью-то выгоду».

Руководителю любого ранга не бывает лишним периодически мысленно и самокритично оценивать сделанное им и его коллективом. «В Лисках, – отмечает Виталий Кутоманов, – я почувствовал коллектив профессионалов, который и хотелось встретить. За три последних года мы вместе поднялись на новую ступень профессионализма, что подтверждают три наши победы в сетевом соревновании. Но станция – это прежде всего люди, для которых нужно создавать условия, соответствующие времени. Ради этого мы сделали два капитальных ремонта административного здания, поста ЭЦ-2, помещения операторов. Но я люблю проверять себя в трудностях и испытываю интерес к крупным проектам. Вот задумали реализовать проект по замене маневровых светофоров на групповые, которые исключат отправление поездов при запрещающих показаниях. Вообще же я считаю, что на магистрали сможет работать с полной самоотдачей лишь тот, у кого она в душе, как это было у старшего поколения железнодорожников, от которого мы все должны впитывать трудолюбие, опыт, ответственность».

Для сохранения памяти о старших поколениях Виталий Кутоманов, будучи действующим депутатом белгородского посёлка Пролетарский, помог организовать передислокацию вагона из Ртищево в Готню. И вместе с главой посёлка Владимиром Перцовым обустраивает музей истории железнодорожного узла. «За временем нужно успевать, помня прошлое», – считает лидер перемен Виталий Кутоманов, чья роль в переменах на узловой станции Лиски отмечена почётной грамотой Центральной дирекции управления движением.

Автор: Николай Кардашов