Мирный воин Железнодорожник Поволжья

Мирный воин

Рашит Тазиев, ветеран боевых действий

Тридцать лет спустя Рашита Тазиева признали ветераном боевых действий

Рассказ отставного сержанта об участии в боевых действиях на африканском континенте и армейская наколка на ноге, свидетельствующая о месте и времени службы, не стали для военных бюрократов аргументом. 

«Вы всё придумываете! Никогда не были наши солдаты в Эфиопии», – отмахнулись от железнодорожника Рашита Тазиева в военкомате. Два года он в судебном порядке пытался доказать государству факт своего участия в тех боевых действиях. Безуспешно... Всё встало на свои места только после того, как Рашит разыскал по интернету своих сослуживцев. В 2010 году комбат собрал однополчан в Ростове: вспомнили службу в Эфиопии, помянули сибиряка Владимира Зверева, погибшего от рук сепаратистов, наметили план дальнейших совместных действий. А тут вскоре, в 2011 году, Госдума одобрила, а Дмитрий Медведев, будучи в то время президентом нашей страны, подписал поправки к закону «О ветеранах», в котором россияне, которые принимали участие в боевых действиях в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, признавались ветеранами. Согласно этому закону Рашиту Тазиеву теперь начисляется военная пенсия – 2400 рублей. 

ТАСС не уполномочен заявить...

В 80-е годы парни не «косили» от армии, потому что отслужить в рядах Вооружённых Сил тогда было – всё равно что «знак качества» получить. Прошёл армию – мужик!

– Маменькины сынки, конечно, отсиживались дома. А мы с другом были дерзкими, спортивными ребятами, боксом занимались. Вместе и заявление написали: по собственному желанию – на службу в Афганистан, – вспоминает Рашит.

Ещё больше удивил меня собеседник рассказом о том, как его взяли в армию «по блату».

– Я в лётное училище поступал, но не прошёл по состоянию здоровья, из-за сердца. Так что мечта моя о небе не сбылась, – рассказывает Тазиев. – И в армию по той же причине брать не хотели, но у меня сестра в военкомате работала, замолвила словечко – призвали в автомобильные войска. И тут вдруг что-то изменилось: срочно сформировали отдельный спецавтобатальон, в котором оказалось около десяти астраханцев...

Новобранцам выдали обмундирование и... загранпаспорта. Посадили в самолёт и отправили к месту прохождения службы. Во время полёта ребята строили разные предположения, в том числе и о том, что летят в Афган. Первая посадка была в Ташкенте, следующая – в городе Карачи в Пакистане. Ещё несколько часов лёта, и снова посадка.

– Открывают борт, выходим: техника советская, а люди темнокожие! – с улыбкой вспоминает Рашит. – Тут подъезжают машины, за баранкой – наши. Говорят: садитесь в машины, сейчас разберёмся...

Тазиева распределили в первую роту, которая транспортировала грузы, вооружение. 

– Однажды мы чуть не попали в переделку, – рассказывает ветеран. – Прошли 500 километров, и комбат наш Николай Николаевич Тишкин дал команду встать на ночлег. А утром выяснилось, что эфиопский танковый полк, куда мы направлялись, разбомбили! Одного парня, попавшего в плен к сепаратистам, заживо сожги. Наши моряки и морские пехотинцы тоже понесли людские потери.

Дело в том, что в 1975 году в Эфиопии свергли правительство, и Советский Союз оказывал поддержку молодому коммунистическому строю этой страны, которая воевала с Сомали и суданскими сепаратистами, препятствовавшими становлению новой власти. В 1991 году советские солдаты покинули Африку. Кроме сувениров и воспоминаний о страшной засухе, голоде и нищете Рашит Тазиев привёз из Эфиопии домой ещё и выматывающую малярию. Чтобы отделаться от этой напасти, пришлось 45 дней пролежать в инфекционной больнице.

– Я ни о чём не жалею. Мы выполняли приказы Родины, и я готов снова пройти весь этот путь, – признаётся Рашит Халимович. – Одно плохо – не получил после армии высшего образования. Сейчас, спустя десятилетия, имею право на льготное поступление в вуз, но уже возраст не тот, не для учёбы.

Перезагрузка для «Силы Сибири» 

Трудовая биография Рашита Халимовича разнообразна. Начинал грузчиком на хлебозаводе. Начальное профессиональное образование по специальности «Машинист мостовых и козловых кранов» получил в ПТУ №11. Профессия машиниста и диплом крановщика впоследствии пригодились Рашиту Тазиеву и для работы в прикаспийском отделении НИИ геологоразведки газовых месторождений, и позже – на железной дороге. 

В Астраханской дистанции погрузо-разгрузочных работ, где сегодня трудится наш герой, он многому научился. Освоил профессию стропальщика, водителя обычного погрузчика и мощного погрузчика «Кальмар», достиг самой высокой классности крановщика, которая позволяет управлять большим контейнерным краном. 

– Рашит Халимович трудится на нашем предприятии четырнадцать лет, за это время он зарекомендовал себя технически грамотным, инициативным и ответственным работником, – рассказывает специалист по управлению персоналом Надежда Зиновьева. – К порученным заданиям относится на совесть, выполняет их качественно и в заданный срок. Рашит Халимович умеет создать хорошую трудовую атмосферу, его очень уважают в коллективе, он хорошо справляется с обязанностями мастера.

В этом году докера-механизатора комплексной бригады дистанции погрузо-разгрузочных работ Рашита Тазиева наградили почётной грамотой Думы Астраханской области. Ранее железнодорожника поощряли за труд благодарностями и именными часами начальника Приволжской магистрали.

– У нас дружная бригада. Поддерживаем отношения и с теми, кто уже ушёл на пенсию, – говорит мой собеседник. – Да, работа наша на первый взгляд кажется рутинной – крутим проволоку, грузим трубы, щебень. Но если вдуматься, мы участвуем в процессах государственного масштаба! Например, в позапрошлом году выгружали трубы, предназначавшиеся ранее для строительства газопровода «Южный поток». Теперь эти 12-метровые трубы отправляем вглубь страны, за Урал – для строительства нового газопровода «Сила Сибири».

Автор: Екатерина Кобзева