Куда приводят мечты Московский железнодорожник

Куда приводят мечты

Игорь Морозов, машинист первого класса моторвагонного депо Перерва

Профессионализм машиниста столичной магистрали Игоря Морозова оценили на федеральном уровне

Этим летом копилка профессиональных достижений машиниста первого класса моторвагонного депо Перерва Игоря Морозова пополнилась ещё одной наградой – благодарностью Министерства транспорта РФ. Каждый железнодорожник знает, получить признание такого уровня дорого стоит. А чего это стоило самому машинисту? С этим вопросом я обратилась к герою «Доски Почёта» во время нашей беседы.

Она состоялась прямо на Курском вокзале, за два часа до явки машиниста на линейный пункт. Ещё во время нашего телефонного разговора я поняла, что локомотивщики – не из тех, кто будет подолгу разговаривать с журналистами. Время на общение, как и вся жизнь работников магистрали, у них подчинено графику. Перед рейсом людям этой профессии надо как следует отдохнуть, чтобы потом до позднего вечера перевозить самый ответственный груз – пассажиров.

– Игорь Александрович, вы четверть жизни отдали железнодорожному транспорту. Судя по достижениям, служили верой и правдой. А что дорога дала вам? – обращаюсь сразу к своему собеседнику.

– Она дала мне любимую работу и стабильность, – не раздумывая, ответил Игорь Александрович. – Так получилось, что мой трудовой путь начался в сложные для страны годы. Пришёл на магистраль в 1991 году сразу после армии. В это время многие мои друзья зарплату по три месяца не получали, а у железнодорожников её всегда выдавали день в день. Плюс на магистрали социальные гарантии исполняются, сильный профсоюз. Сколько раз дочерей  своих в оздоровительные лагеря отправлял! Это первое. Второе – я люблю свою работу, считаю её делом всей моей жизни. Честно, я с детства мечтал стать машинистом. В то время многие мальчишки грезили этой идеей. Как только научился держать в руке карандаш, начал рисовать железную дорогу, паровозы, поезда.

Родом Игорь Александрович из села Любучаны Чеховского района Московской области. Родители к железной дороге отношения не имели: мать, Раиса Петровна Морозова, всю жизнь проработала телефонисткой, отец, Александр Матвеевич Морозов, – в Москве сварщиком. Но свою лепту в профессиональное будущее сына они, сами того не ведая, всё же внесли. Каждый год маленького Игоря отправляли на каникулы к бабушке в Орёл. На поезде. Вот он и загорелся.

– Всю дорогу я смотрел в окошко, любовался мелькающими пейзажами и думал: как же, наверное, интересно наблюдать за этой красотой из кабины машиниста! – продолжает собеседник.

Прежде чем сеть за контроллер электропоезда, Игорь Александрович прошёл обязательные для всех машинистов ступени. Окончил школу, затем Московский колледж железнодорожного транспорта (ранее Московский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э.Дзержинского), после чего пришёл в моторвагонное депо Перерва и сразу попал в надёжные руки машиниста Анатолия Улановского. Кстати, Анатолий Борисович, как старый друг и наставник, тоже пришёл на нашу встречу на вокзал, чтобы поддержать коллегу.

– Перед походом к вам в депо встретил машиниста Евгения Поплевина. Говорю, что иду на встречу с корреспондентом, будут про нашего Игоря Морозова статью писать в газету. А он тут же мне историю рассказал, как Игорь однажды на ходу помог ему наладить электропоезд. Евгению Александровичу в смену заступать, а машина неисправна, помощник молодой, неопытный, а ехать надо. Тут Игорь предложил свою помощь. Сам после рейса вернулся, но не домой пошёл, а с коллегой поехал. Всё сделали.

Вот такой человек, наш Игорь Александрович, – рукастый и готовый всегда прийти на помощь, – охарактеризовал коллегу председатель ППО моторвагонного депо Перерва, бывший машинист этого предприятия Анатолий Улановский. – Я помню его, когда он только пришёл в депо. Это был 1991 год, его сразу определили ко мне в помощники, два года вместе откатали. Всем бы таких помощников! У него глаза горели, всем интересовался, схватывал на лету, а работу делал с желанием и никогда – через силу. Ни в одной просьбе мне не отказал. Поэтому и понимали мы с ним друг друга с полуслова, и доверить я ему мог выполнение самых ответственных поручений. Игорь Александрович всегда стремился развиваться, вот я его и натаскивал на сложные ситуации. Есть время, он тренируется, смотрит, куда поставить перемычку, чтобы машина поехала. Чёткое взаимодействие между членами локомотивной бригады вообще очень важно. Люди в одной кабине ведь проводят времени больше, чем в семье. Мы даже в случае замены предпочитаем выходить в рейс в своей связке. Вот ещё одна интересная деталь из профессиональной биографии Морозова. После окончания Дортехшколы и получения прав машиниста он сразу же сел за правое крыло электропоезда. Это единственный случай в депо. Обычно руководство ещё несколько недель даёт машинистам на адаптацию.

Столь лестные слова от Анатолия Улановского нужно заслужить. О такой похвале, без сомнения, мечтает каждый работник предприятия, для которого опытный железнодорожник подготовил не одну смену. Анатолий Борисович в депо Перерва с 1977 года, работал помощником машиниста, машинистом, старшим машинистом, машинистом-инструктором, заместителем начальника депо по кадрам и социальным вопросам, в 2014-м был избран коллективом председателем «первички». По долгу службы участвовал в подготовке пакета документов для представления коллеги к высокой награде. Она, между прочим, не только подчёркивает заслуги её обладателя, но и несёт в себе вполне практическую пользу. Награждённые благодарностью министерского уровня могут рассчитывать на получение звания ветеран труда, которое уже предполагает ряд существенный льгот.

Между тем, в копилке Игоря Морозова не так много наград. Не для них работает, категорично подмечает он, больше родители гордятся достижениями сына. Есть грамота от руководства Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». Последняя, кстати, как нельзя лучше характеризует работника. Преодолеть столь внушительное расстояние без нареканий от руководства, а главное от пассажира – не это ли профессионализм железнодорожника?

Игорь Морозов сегодня – один из немногих на предприятии, кто овладел технологией вождения сразу нескольких серий электропоездов. Он застал ещё легендарные рижские электрички ЭР22 с двумя тамбурами. Потом осваивал ЭР2Р, ЭР2Т, ЭД4, ЭД4М. Моторвагонное депо Перерва во все времена считалось испытательным полигоном для нового вида техники. Здесь всегда трудился сильный коллектив, а принцип преемственности поколений работал беспрекословно. От того и такие работники, как Игорь Морозов, в коллективе пользуются незыблемым авторитетом и уважением. Руководство ему полностью доверяет, а помощники машиниста считают за счастье попасть в напарники. Он интеллигентный, общительный, к тому же, говорят, умение объяснять инструкции у него от Бога. Ведь от нестандартных ситуаций на стальной магистрали не застрахован никто. Выйти из них с честью и соблюсти график движения – высший пилотаж у машинистов. Благодаря тому, что все тонкости действий в непредвиденных обстоятельствах тщательно разбираются на технических занятиях в депо, строение электропоезда работники знают, как свои пять пальцев. А ещё умение действовать быстро и принимать верные решения в сложной ситуации, по словам Игоря Морозова, приходит с опытом.

– Работа машиниста требует постоянной концентрации и отдачи. В день мы перевозим тысячи пассажиров. Бывает, людям в дороге становится плохо, вызываем скорую помощь, постоянно следим, чтобы все пассажиры зашли в вагон, чтобы двери правильно закрылись. Нужно столько моментов постоянно держать в голове и при этом правильно вести электропоезд, – подмечает машинист.

Груз ответственности становится ещё тяжелее, когда машинистам приходится сталкиваться с подростками-зацеперами, нерадивыми пешеходами и любителями граффити. Какой стресс испытывает локомотивная бригада, видя идущего впереди человека в наушниках, да ещё и капюшоне, знают только те, кто водит эти поезда изо дня в день. Пользуясь случаем, мои собеседники обращаются к гражданам с просьбой беспрекословно соблюдать правила поведения на железнодорожном транспорте.

И всё же точка в нашей беседе была поставлена не разговором о безопасности, а лирическим отступлением героя. Как оказалось, Игорь Морозов больше всего любит заступать в смену утром ранней весной.

– Откроешь окошко, заполнишь кабину прохладным воздухом и снова испытаешь тот счастливый момент, когда одновременно пробуждается огромный мегаполис и русская природа.

Автор: Наталья Щевелева