В ответе за всех Куйбышевский железнодорожник

В ответе за всех

Юрий Тайкин, составитель поездов

Составитель поездов Юрий Тайкин успел вытащить человека из под колёс маневрового тепловоза

Формируя за смену до ста вагонов, составитель поездов станции Студенческая Юрий Тайкин успевает ещё спасать людей и задерживать правонарушителей, за что был награждён медалью «За трудовую доблесть». 

Юрий Валерианович – личность на станции Студенческая уникальная – вот уже 35 лет работает на одном месте, совмещая обязанности трёх профессий: составителя поездов, осмотрщика вагонов и сигналиста. 

«Основная моя работа заключается в формировании и расформировании подвижного состава, – говорит он. – На деле это выливается в перестановку вагонов в определённом порядке, который основан на знании инструкций, большом личном опыте, а иногда и развитой интуиции. Вся эта суета и множество передвижений преследуют только одну цель – вовремя отправить состав. Это приоритет номер один после соблюдения техники безопасности». 

Да, за двенадцатичасовую смену он успевает отцепить и прицепить до сотни грузовых вагонов, соединяя и разъединяя тормозные рукава, расцепляя автосцепку, убирая из-под колёсной пары тормозной башмак весом около семи кг и устанавливая его под другой вагон. И по ходу дела ещё следить за зазевавшимися пассажирами. Недавно только благодаря его сноровке и ловкости удалось избежать трагедии – 18-летний парень выходил из только что прибывшего на станцию пригородного поезда, неудачно оступился с подножки и упал на соседний путь. 

«Пассажир был в рабочей одежде, тяжёлых сапогах, видимо, от того так неуклюже свалился, – вспоминает Юрий. – Я в это время встречал поезд как осмотрщик вагонов, поэтому всё происходило на моих глазах. По соседнему пути как раз следовал маневровый тепловоз, и так получилось, что парень оказался аккурат перед ним. Ещё бы секунда-другая – и не миновать бы беды. Я, наверное, никогда так быстро не бегал. Схватил бедолагу за руку и успел вытащить из-под колёс железной махины. Парень от неожиданности и испуга потерял на время дар речи. Да и я перепугался за него не на шутку, ведь он еще юный совсем, вся жизнь впереди»...

Молодой человек поначалу даже не поблагодарил своего спасителя, только через пару дней принёс ему коробку конфет. Как оказалось, в тот злополучный день он ехал поездом на работу, по профессии монтажник.

Юрий Тайкин насмотрелся немало. Бывало, что и нарушителей задерживал. Формировал однажды вагоны на Инзу и заметил, как трое молодчиков вскрывают один из вагонов с металлоломом. Не побоялся вступить с ними в схватку, задержал всех троих и дождался приезда транспортной полиции. Так совпало, что задержание произошло в период месячника по сохранности грузов. За этот случай Юрий Валерианович получил Почётную грамоту от начальника дороги. 

«Он и в жизни такой, всегда приходит на помощь, – говорит о Юрии его супруга, Валентина Ильинична, которая 35 лет работает дежурным по станции Студенческая. – Я даже иногда ругаюсь, что ему не дают выспаться после ночной смены. Но для Юры помощь человеку – дело святое. И на «железку» я пришла тоже благодаря ему. Как только познакомились, он начинал работать дежурным по станции. Привёл меня на своё место, а сам ушёл в составители поездов, сначала из-за большей зарплаты, а потом так полюбил профессию, что может и дома говорить о ней часами».

Казалось бы, такую профессию как составитель поездов, полюбить невозможно – тяжёлая, опасная, ответственная и при этом совсем не героическая. Но у Юрия Валериановича на этот счёт другое мнение.

«Как и в любом деле, в моем случае, возможно, сознание собственной значимости. Вокруг постоянно находятся движущиеся вагоны и поезда. А поездка на подножке последнего вагона во время метели лицом навстречу ветру? Кто такого не пробовал, тот не оценит».

Движение на станции не прекращается ни днём ни ночью: постоянно идут маневровые работы, на путях – огромное количество вагонов. У составителей поездов ответственный и опасный труд. Они всегда среди потока поездов, рядом с подвижным составом.

«Наша работа требует внимания и концентрации, – считает Юрий Тайкин. – Живём по правилу: нужно смотреть не только под ноги, но и вверх, по сторонам. Это очень важно, ведь часто необходимо почти вплотную подойти к движущемуся вагону, расцепить автосцепку. А ещё, считаю, необходимо чувство ответственности – и за себя, и за других. Мы, составители поездов, команда: в каждой смене машинист, дежурный по станции, приёмосдатчик. Внимательность помогает мне следить за безопасностью на путях, ведь отвечаю я, как говорится, за себя и за того парня, который зазевался.

Работать в любую погоду – дождь, снег, холод и жару – не каждый сможет. Это труд для мужчин, которые не боятся сложностей. 

«Погода закаляет, а трудностей не боюсь, – рассуждает Юрий Валерианович. – Если честно, не люблю сидеть на месте. И со своей женой Валентиной познакомился ни где-нибудь, а на станции. Сейчас мы оба уже являемся наставниками. Железная дорога нас объединила». 

Автор: Александр Савенков