Волжская магистраль

Маршрутами безопасности

Мирош Алахвердов, начальник вагона технического обучения «Путеец» Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Горьковской дирекции инфраструктуры

Неисправность, грозившую крушением, работник Горьковской магистрали обнаружил на соседней дороге

Мерный стук колёс, зимнее солнце уже довольно высоко стоит над горизонтом. Это в Нижнем Новгороде рабочий день только начинается. А в Екатеринбурге время на два часа опережает московское.

 Полигонный метод

Впрочем, у вагона-путеизме-рителя и его команды свой график работы. А Свердловская и Южно-Уральская дороги в последние годы стали для этих специалистов с Горьковской, из Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, привычным маршрутом. Полигонный метод прочно вошёл в жизнь компании «РЖД». Хватит уже делить на «моё» и «не моё». И технику, и людей надо использовать эффективнее.

Вот и в тот январский день вагон-путеизмеритель находился на полигоне Свердловской дороги. Обязанности начальника исполнял Мирош Алахвердов. Приборы исправно фиксировали ширину колеи, положение рельсовых нитей по уровню, просадки рельсовых нитей, положение пути в плане. Потом всё это будет расшифровано, компьютерная информация – обработана, по неисправностям – местные путейцы примут меры… Работа вроде бы та же, что и у себя, на Горьковской. Где-то путь получше, где-то похуже. И всё-таки там посложнее: одна из веток Транссиба.

 

Почувствовать

неисправность

Впереди была станция.

– Честно говоря, даже не помню, какая именно, – говорит Мирош Авакович. – Это на своей дороге за долгие годы работы изучил всё, вплоть до названий станций.

Как и положено, машинист сбавил ход. Миновали входной светофор, проследовали станцию, выходной сигнал. И тут в мерный стук колёс ворвался какой-то диссонанс.

– Я его услышал и буквально почувствовал телом. Какой-то призвук и необычное сотрясение, толчок, – пытается передать свои ощущения Мирош Авакович. – Сначала под одной тележкой вагона, затем под другой.

Медлить было нельзя. Алахвердов по рации вызвал машиниста. Остановка – и представитель ПЧ со Свердловской дороги идёт осматривать путь. Тревога оказалась не напрасной: в изостыке – излом двух накладок.

Движение было закрыто – до устранения неисправности. Накладки заменили. Только после этого вагон продолжил работу. Его осадили на то самое, проблемное, место. Было проведено ещё одно измерение. И вагон проследовал дальше.

Подобных случаев, рассказывает Мирош Авакович, в его практике прежде не было. С изломами накладок – да, приходилось сталкиваться. Но чтобы обнаруживалось такое во время поездки, под вагоном…

 

По штатному расписанию

– Понимаете, неисправности пути такого рода вагон-путеизмеритель выявить не может, – поясняет Алахвердов. –
Он конструктивно не предназначен для этого. И в подобных случаях только человеческое ухо, человеческое тело способны уловить нарушение. Если же говорить обо мне, то и опыт, наверное, сказался. Всё-таки 23 года работаю в вагонах-путеизмерителях.

И тут же оговаривается: основная работа у него (по штатному расписанию Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, по трудовой книжке) другая. Алахвердов – начальник вагона технического обучения «Путеец».

– Я провожу техучёбу с руководителями среднего звена ПЧ. Требования к их знаниям (а значит, и ко мне как организатору их обучения) высокие, – говорит Мирош Авакович. – Изучаем с ними правила содержания пути, в особенности бесстыкового, и соответствующие инструкции, и методы нахождения неисправностей.

А на базе вагона-путеизме-рителя, в Нижнем Новгороде, Алахвердов проводит учёбу с работниками ДИЦДМ – наладчиками таких вагонов. Здесь темы и акценты другие: работа и исправное содержание измерительных механизмов.

 

От механики

к компьютерам

Надо ли говорить, что сам Мирош Авакович изучил вагоны-путеизмерители досконально? Все пять, которые были до недавнего времени на дороге. Сейчас, правда, осталось четыре.

– Он у нас специалист широкого профиля, – включается в разговор Анатолий Баринов, начальник отдела кадров
ДИЦДМ. – Когда начальник вагона-путеизмерителя, любого, находится в отпуске, Алахвердов исполняет его обязанности. Ему доверяют эту ответственную работу.

И он оправдывает доверие. Исполнительность в этом человеке органично сочетается с инициативой, дисциплинированность и некоторая даже педантичность – с творческим подходом, готовностью осваивать новое.

В 90-е годы, когда он впервые «прикоснулся» к этой теме, и техника была совсем другой. Старый вагон-путеизмеритель ЦНИИ-2 – это чистая механика, никакой электроники. Измерения производились при помощи тросо-блочной системы с последующей записью параметров пути на широкие бумажные ленты. Потом на дорогу стали поступать новые вагоны системы КВЛ-П. Что означает – компьютеризированный вагон-лаборатория путеизмерительный. Название говорит само за себя. Одна из последних разработок – КВЛ-П2.1, с пятью персональными компьютерами, оборудованными программным комплексом БАС (Бортовая Автоматическая Система измерения параметров железнодорожного пути).

– Мне нравится техническая сторона этой работы, – говорит Мирош Авакович, – наличие в вагоне современного оборудования. Для меня это также возможность внести свою лепту в содержание пути, обеспечение безопасности движения поездов. Всё-таки железная дорога для меня значит очень много.

 

Познакомил

вагон-путеизмеритель

И это не высокие слова. Магистраль стала для него родной –
хотя бы потому, что именно здесь, на Горьковской дороге, он встретил свою «половинку» и создал семью, причём такую, которой многие могли бы позавидовать. Жена работает тоже в Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – ведущим инженером.
А занимается как раз базой данных для вагонов-путеизмерителей.

– Не превращаются ли семейные вечера в производственные совещания? – спрашиваю своего собеседника.

– Да нет, – отвечает он. – Хотя, не скрою, приятно, когда дома находишь понимание своих рабочих проблем. Мы с супругой многому учимся друг у друга.

Кстати, познакомил их опять-таки вагон-путеизмеритель.

Алахвердов работал тогда механиком-наладчиком – ещё в старом вагоне. Заболел инженер. Сообщили – замещать его на время болезни будет Лариса Липецкая, молодой специалист, выпускница ЛИИЖТ.

Первое, что он для себя отметил, увидев Ларису: красива. А поработав с ней «в одной упряжке», добавил: и умна. Этой ёмкой характеристикой Мирош Авакович ограничивается и сегодня. Многословие здесь – как-то не по-мужски.

 

Поступок
с большой буквы

Сейчас у них уже 16 лет семейного «стажа». Двое детей: сыну – 13, дочери – пять. Сын, кстати, заявляет о своем намерении работать в будущем на железной дороге. Мирош Авакович, вспоминая себя в его возрасте, с улыбкой говорит о своей детской мечте:

– Хотелось стать машинистом тепловоза. Именно тепловоза, а не электровоза. Почему – сейчас и сам не пойму.

С тепловозами, правда, не сложилось. Но мечта о железной дороге всё-таки осуществилась и находит продолжение в детях. Родительский пример много значит. И не только родительский. Лариса Александровна – железнодорожник потомственный.

– По отцовской линии в её роду все, начиная с бабушки, работали на железной дороге. Если сын пойдёт по нашим стопам, он станет представителем четвёртого поколения династии. Пока он хочет на путеизмеритель. В любом случае – выбор за ним.

Ну а мы добавим: в любом случае, достойный пример у него перед глазами. Ещё один повод для гордости за родителей, за отца – вручённая Мирошу Аваковичу Благодарность начальника Свердловской дирекции инфраструктуры. Так оценили на соседней дороге его профессионализм, бдительность и готовность к чётким действиям в нештатной ситуации. Специалисты считают, что тот излом накладок мог привести к крушению.

Согласитесь, награда, к которой наших работников представляют руководители с других дорог, – явление не столь частое. И если она вручается, то за Поступок. 

Автор: Марина Галкина