Волжская магистраль

Зловещий зеленый

Александр Крестьянинов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово Горьковской дирекции тяги

Проявил бдительность и осторожность в пути следования. Самостоятельно принял решение и предотвратил сход подвижного состава. Не допустил к излому движение пассажирских поездов, следующих за ним.

В тот октябрьский день грузовой поезд под управлением Александра Крестьянинова, машиниста локомотивного эксплуатационного депо Лянгасово, отправился со станции Зуевка в направлении станции Ардаши. Впереди, на расстоянии двух перегонов, следовал также грузовой поезд, а сзади готовилась нитка для пассажирских.

 Внезапно на электровозе под управлением Крестьянинова пропал разрешающий сигнал, а локомотивная сигнализация твёрдо показывала предзапретный жёлто-красный цвет. Это значит, что соседний перегон занят. Но кем и чем? Непонятно, потому что там просто никого не должно было быть.

Сбросив скорость, машинист стал запрашивать диспетчера и впереди идущий состав, который, как выяснилось, ушёл далеко вперёд, за Ардаши. Ложная занятость! Выходит, рельсовая цепь по неизвестной причине разомкнута.

Если вернуться на полтора века назад, когда автоблокировка переживала эпоху своего младенчества, то в то время учёные и инженерные умы спорили, какая технология СЦБ надёжнее: нормально разомкнутая или нормально замкнутая. Нормально разомкнутую отвергли по причине возникновения ложной свободности пути, – это опасно для движения поездов, – и приняли нормально замкнутую. Несмотря на то, что может возникнуть только ложная занятость, её можно всегда осторожно и безопасно проверить.

Так и случилось. Александру Крестьянинову приказали проследовать запрещающий сигнал со скоростью не более 20 км/час с готовностью немедленно остановиться. С осторожностью поезд зашёл сначала на «занятый» блок-участок, ещё проследовал полкилометра уже под красным сигналом, далее – по искусственному сооружению. Как только локомотив и несколько вагонов миновали мостик, внезапно загорелся зелёный светофор. Внешне – что может быть лучше? Но машинист знал: это беда, и кроется она непосредственно под его составом.

Грузовой поезд остановился, и помощник машиниста немедленно приступил к осмотру состояния пути. И точно! Под четвёртым вагоном зиял излом рельса. Тот факт, что первый грузовой состав проследовал без приключений, – чистое везение. После этого усталостная трещина превратилась в излом. Только грамотные действия локомотивной бригады не допустили движение пассажирских поездов по разрушенному пути.

Непосредственная беда прошла мимо, но выбираться из ситуации тоже надо. Как принятие решения, так и ответственность за то, что делать дальше, возложена исключительно на машиниста.

– Нельзя бояться персональной ответственности за решение. Его нужно обдумать, прикинуть варианты, но делать это быстро и в то же время без суеты, – подчеркнул Александр Крестьянинов.

И решение было принято. Поезд самостоятельно,
на скорости менее пяти километров в час, благополучно миновал место излома всем составом и под зелёный сигнал отправился далее в штатном режиме.

Александр Крестьянинов – опытный машинист с четвертьвековым стажем и с простой биографией. Успешно закончил дортехшколу в Нижнем Новгороде. Из увлечений только одно: рыбалка на реке Вятке, в Кикнурском районе Кировской области, откуда родом машинист. Но как добиться такого навыка, чтобы всё подмечать, а главное, действовать быстро и грамотно?

– Очень помогает работа с «Книгой замечаний». Я заметил, что некоторые железнодорожники воспринимают её как некое «Уложение о наказании дирекций и служб». Но, по моему убеждению, именно машинист способен, а потому обязан в пути следования охватить большое расстояние и тем самым оказывать помощь разным дистанциям в выявлении «узких мест», возникших внезапно. Например, для энергетиков важны замечания по струнонатяжению контактной сети и опорному хозяйству, а для путейцев – переметание снегом пути, его размыв паводковыми или грунтовыми водами и многое другое.

Александр описал случай, когда на путь неожиданно рухнула ель огромного обхвата. Столкновения с деревом удалось избежать. Оперативно прибывшие путейцы распилили его на брёвна, и движение было восстановлено за достаточно короткий срок. Но остался вопрос: как смогли упустить из вида, что дерево не просто росло в зоне отвода, но и вымахало до таких размеров, что при падении перекрыло оба габарита. Вот такие «мелочи» машинисты призваны замечать и фиксировать.

И ещё. Александр Крестьянинов технически подкован и умеет своевременно устранять отказы технических средств в пути следования. От главного контроллера до токоприёмника. Сам Александр оценивает свои заслуги более чем скромно. Объясняет тем, что совсем обойтись без вспомогательного локомотива в некоторых случаях невозможно.

– Александр Крестьянинов – необычный машинист. Он не просто чётко знает инструкции, но и умеет их правильно применить на практике по каждой отдельно взятой ситуации. От внимательного работника никакая мелочь в пути следования не скроется, – такую характеристику дал своему подчинённому заместитель начальника по эксплуатации электровозов локомотивного эксплуатационного депо Лянгасово Денис Милосердов.

Автор: Леонид Акопов