Восточно-Сибирский путь

Костыли совести у горной пропасти

Виктор Удовиченко, машинист первого класса пассажирской колонны № 1 эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск

В третий раз с мая 2011-го машинист с БАМа не только замечает грубейшую недоработку путейцев, но и предотвращает беду

Наша газета уже писала о машинисте первого класса пассажирской колонны № 1 эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск (ТЧЭ-12) Викторе Удовиченко: в мае 2011 года он предотвратил наезд на работника Северобайкальской дистанции пути (ПЧ-23), применив экстренное торможение. 11 июля 2015 года на перегоне Тыя – Гоуджекит, можно сказать, всё повторилось, правда, в других масштабах: вероятные последствия схода пассажирского поезда из-за неисправности стальной колеи, допущенной монтёрами пути ПЧ-23, могли быть тяжелейшими…

И снова в оперативной сводке – почти тот же состав «фигурантов», только на этот раз работники Ленской дистанции (ПЧ-21), спустя рукава занимающиеся текущим содержанием пути, и опытный, бдительный машинист, вовремя заметивший угрозу безопасности движения поездов. Да плюс ещё более 50 вагонов, нагруженные идущим

на восток углём.

– Я теперь для северобайкальских и ленских путейцев, мягко говоря, персона нон грата, – улыбается при встрече Виктор Владимирович.

Может, и так. Только что значит недовольство виновных по сравнению с тем, к каким трагедиям могла привести их халтура. Могла бы, если бы не машинист. Неспроста на недавнем совещании по безопасности движения поездов его поблагодарили за своевременно выявленную угрозу для движения и вручили именные часы начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

Дело было так. После прибытия на Лену, куда Виктор Удовиченко привёл пассажирский поезд № 71, в обратный путь, домой в Северобайкальск, ему в воскресенье 5 февраля выпало вести грузовой поезд № 2558. Электровоз № 166 «Ермак» – 3S5K благополучно стартовал со станции отправления, потянул за собой более 50 вагонов с углём общим весом 5958 тонн. Как говорится, ничто не предвещало.

С положенной скоростью 60 км/ч поезд шёл по перегону Звёздная – Ния. Две сверкающие на ярком солнце нитки рельсов убегали вдаль, смыкаясь у горизонта, в сине-белом окоёме гор и тайги. Но вдруг на этой ровной глади в глаза машинисту бросилось ещё непонятное, неосознанное нечто, какое-то едва уловимое несоответствие нормативным требованиям содержания верхнего строения пути.

Чуть сбавив ход, но всё еще по зелёному светофору приблизились к «непонятке» на 200, 100 метров, на 50…

И тут уже всё стало ясно: мать честная – рельсовый стык практически в аварийном состоянии, сломанная накладка держится на одном болте, «на честном слове», все костыли возле злополучного стыка повылетали из шпал…

Здесь явно недоглядел обходчик ПЧ-21 – и комсостав этой дистанции.

И если бы не зоркий, поистине соколиный глаз машиниста, Бог весть какие неприятности (вплоть до катастрофического крушения) могли впоследствии произойти на этом роковом 810-м км. Ведь здесь, на кривой, вагоны с грузами или пассажирами могли запросто уйти прямо – в никуда, в бездонную горную пропасть…

Но – да-да, благодаря умелым действиям машиниста – на этот раз всё обошлось. После экстренного торможения сорок восьмой с головы вагон со скрежетом остановился в аккурат над опасным местом.

Виктор Удовиченко после осмотра и фотосъёмки неисправного пути срочно сообщил поездному диспетчеру Алексею Цицеронову по радиосвязи: мол, применил экстренное торможение на таком-то километре ввиду таких-то неисправностей…

А помощник машиниста Сергей Митряев между тем вышел по сотовому телефону на связь с руководством дирекции тяги ВСЖД и передал фотографии через мобильный Интернет.

Поднятые по тревоге ленские путейцы в срочном порядке устранили выявленную локомотивной бригадой неисправность.

В общем, после 50-минутной задержки грузовой поезд № 2558 двинулся дальше на восток – сначала со скоростью 25 км/ч, но постепенно набирая ход в пути следования и нагоняя отставание от графика.

Здесь непонятно одно: почему в вышеупомянутых северных дистанциях нет постоянной, планомерной работы по качественному текущему содержанию пути, почему существует практика перманентного «битья по хвостам», когда вот он, налицо ещё один факт предаварийного состояния стальной колеи и надо экстренно объявлять

очередной аврал?

Но мы чуть отвлеклись, ибо эти вопросы в сфере компетенции службы пути…

– Безо всякого преувеличения можно сказать, что машинист первого класса Виктор Удовиченко является у нас в коллективе настоящим примером для подражания, – отмечает начальник ТЧЭ-12 Дмитрий Солодовников. – Это человек с активной гражданской позицией, грамотный, компетентный специалист, настоящий профессионал в своём деле. Только одна деталь: в свободное от работы время он постоянно подтягивает молодёжь, проводит с ней дополнительные занятия по изучению матчасти электровоза. Виктор Владимирович обучил и обкатал немало молодых машинистов, за что ему огромное спасибо.

Ну а последний случай на перегоне Звёздная – Ния, когда была предотвращена большая беда, говорит сам за себя. Он высветил такие качества машиниста, как умение собраться, сконцентрироваться, мгновенно принять верное, взвешенное решение и тем самым спасти и ценный груз, и технику, уберечь их от полёта в бездонное горное ущелье…

Виктор Удовиченко прибыл на БАМ в весьма юном возрасте – родители переехали с Алтая в Северобайкальск и определили своего семилетнего сорванца в 1-й класс первой на магистрали средней школы. После её окончания вместе с братом Александром (который старше на 15 минут) последовательно прошёл все ступени профессионального обучения: ПТУ-19 (ныне техникум), обкатку в локомотивном депо Северобайкальск, курсы машинистов в красноярской дортехшколе. Братья и срочную отслужили вместе в одной инженерно-сапёрной войсковой части.

С тех пор много воды утекло в быстрой горной красавице Тые, сегодня за плечами 26 лет жизни на колёсах, причём 12 – в грузовом движении, 14 – в пассажирском.

И все эти годы делит с ним радости и печали любимая супруга Ольга, она трудится оператором техконторы станции Северобайкальск. Старший сын Иван отслужил в мотострелковой бригаде, получил там специальность механика БМП. И, конечно же, пошёл по стопам отца: вот уже полтора года он трудится помощником машиниста в ТЧЭ-12. И ещё учится заочно в ИрГУПСе. Дочка Полина вскоре завершит обучение в средней школе и получит аттестат зрелости, у неё уже есть свидетельство об окончании музыкальной школы по классу фортепиано. Младший, Семён, перешёл в 7-й класс, похоже, когда вырастет, станет неплохим футболистом и гиревиком.

Так что и с работой, и с тылами всё в порядке. Сегодня Виктора Владимировича, как большого любителя природы, беспокоит тревожная экологическая ситуация, сложившаяся на севере Байкала.

К тем местам на берегах священного моря, где ранее любил он отдыхать с семьёй, сейчас уже невозможно подойти: всюду огромные кучи выброшенной на берег гниющей водоросли спирогиры, источающей зловоние. Сейчас она уже добралась до городского пляжа, что будет дальше – Бог весть… Наш герой считает: надо срочно принять все меры, чтобы спасти уникальное озеро от этой зловредной напасти.

И ещё, по его мнению, надо общими усилиями направлять юное поколение бамовчат в правильное русло. То есть воспитывать гармонично развитую личность, для чего необходимо переориентировать молодёжь от компьютеров и смартфонов к чтению художественной и технической литературы, чтобы дети с малых лет были заняты посильным трудом, чтобы у них не оставалось времени на бесцельное и вредное времяпрепровождение в подворотне…
Автор: Сергей Ринчинов