Железнодорожник Поволжья

Не ради славы и награды

Марина Карпова, проводник поезда № 17 Саратов – Москва

Начиная с прошлого года проводницу поезда № 17 Саратов – Москва Марину Карпову называют мамой сразу тринадцать детей

Александр и Марина Карповы взяли на себя ответственность за воспитание многих мальчишек и девчонок, для которых они стали родителями. 

К дому, полному гостей и шумных разговоров, проводник поезда № 17 Саратов – Москва Марина Карпова привыкла с самого детства. Все праздники отмечались в большой компании родных и близких. Родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья, сёстры – ни одно семейное торжество представить без них было невозможно. Однако планов стать мамой не для одного-двух-трёх, а сразу для тринадцати ребят, изначально у Марины не было. Пришло это решение гораздо позднее, и здесь не обошлось без воли случая. Правда, случай тот произошёл не с Мариной Валентиновной, а с её супругом Александром.

– Я здесь, в Аткарске, когда ещё в ППС служил, дежурил как-то раз вечером, – вспоминает много лет спустя Александр Викторович. – Смотрю – под ёлками возле вокзала ребятишки прячутся, одеты легко, замёрзли. Подошёл я к ним. Оказалось, мальчишка с девчонкой сбежали на пару из приюта. Голодные. Завёл я их в здание вокзала, купил поесть. Увидел, как они на беляши накинулись, и до того мне ребят жалко стало, что сердце, казалось, вот-вот из груди выпрыгнет... 

Именно в тот момент у главы семейства зародилась мысль осчастливить хотя бы одного-двух неприкаянных малышей, став им отцом. Но полноценная семья предполагает, что у ребёнка должен быть не только отец, но и мать, так что Александр Викторович поделился своими замыслами с женой. И они сразу же нашли у Марины отклик и понимание.

– Однако всё оказалось не так легко и просто. Надо было пообщаться с психологом, с представителями органов опеки, с сотрудниками СЭС, пройти медкомиссию... – рассказывает Марина. – Но оно и понятно, ведь дети должны жить с теми, кто полностью готов нести ответственность за их жизнь, здоровье и воспитание.

После того как все формальности были улажены, семью Карповых пополнил годовалый Саша. Поначалу у мальчика были серьёзные проблемы со здоровьем: отсутствовал жевательный рефлекс, некоторые мышцы были ослаблены. Но родительская любовь и забота сделали своё дело, и сегодня о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться в первое время, уже ничто не напоминает.

Подарив семью одному малышу, Марина и Александр не переставали вспоминать тех ребят, которые продолжали оставаться на попечении государства.

– Побывал ты однажды в детском доме – всё, прежним человеком уже не останешься. Тебя так и будет тянуть туда. Смотришь на лица совсем маленьких мальчишек и девчонок, а такое ощущение, как будто смотришь в глаза старикам, прожившим очень долгую жизнь, – делится впечатлениями Марина.

Тянуть к детям Александра и Марину не переставало, и их семья продолжала расширяться. Когда ребят у них стало пятеро, семья приобрела в ипотеку просторный дом, куда перебралась жить из проданной четырёхкомнатной квартиры. Места в новом доме хватает всем, в том числе и тем, кто влился в семью не так давно.

Утро в доме Карповых начинается в пять часов, а то и раньше. Первым встаёт Александр Викторович.

– Раннее утро – это единственное время, когда можно спокойно посидеть в тишине и выпить кофе, – поясняет муж и отец. 

Ребята выбираются из постелей ближе к шести. В половине седьмого все уже сидят за столом. Завтрак – неотъемлемый элемент утренней программы. Если Александр Викторович работает, то малышей он забирает на машине, а те, кто постарше, идут до школы пешком. 

– Спасибо мужу, благодаря ему у меня есть возможность, вернувшись из рейса, поспать часов до десяти, – улыбается Марина Валентиновна. – После полудня ребята потихонечку начинают подтягиваться с занятий, и раз уж сборы в школу я проспала, то приготовить обед к их возвращению – моя святая обязанность. 

После обеда детвора быстро садится за уроки (которые родители непременно проверяют), а потом все разбегаются по своим делам. 

– Свободу мы никому не ограничиваем, дети растут самостоятельными, но в десять часов все у нас дома. За соблюдением этого правила я слежу строго, – говорит глава семейства. 

Самостоятельность – это в первую очередь ответственность, и в семье Карповых все к ней приучаются сызмала, начиная с самых элементарных вещей. Ребята стараются помочь кто чем может. У каждого есть свои домашние обязанности. Мальчишки, к примеру, могут мусор вынести, зимой снег почистить или же пособить отцу с ремонтом старенькой «Волги». Девочки участвуют в мытье посуды, уборке в комнатах. И все без исключения старшие присматривают за малышами, будь то дома или на улице.

Казалось бы, когда вокруг тебя столько детей и каждому нужно уделить внимание, времени ни на что другое, кроме решения семейно-бытовых вопросов, не должно оставаться. Но Марина Валентиновна своим примером доказывает, что его можно найти для всего. Ведь, будучи мамой для тринадцати детей, она успевает работать проводником фирменного скорого поезда Саратов – Москва.

– Четыре дня, проведённые в рейсе, конечно же, дают о себе знать, после поездки требуется отдохнуть, – признаётся наша героиня. – Но для меня лучший отдых – это смена обстановки. Так что, нахожусь ли я в рейсе, нахожусь ли я дома с детьми, – уставшей себя не чувствую. Наоборот, испытываю прилив свежих сил.

Но если сейчас работа у Марины спорится и справляться со своими многочисленными обязанностями ей удаётся играючи, то в самом начале её карьеры дела обстояли совсем иначе. На железную дорогу Марина попала во многом случайно: пришла за компанию с подругой на курсы обучения проводников, да так и осталась. Первые шаги в профессии пришлось делать с самых низов, в общем вагоне на маршруте Саратов – Челябинск. 

– Поначалу было очень непросто. Особенно зимой. Стою я, к примеру, возле печки. Пока стою рядом – она горит, но стоит чуть отойти – гаснет. Надо было разобраться в том, какой уголь нужно подмочить, какой – перебрать, как всё это сделать... Для меня то была целая наука, – вспоминает Марина.

Освоить эту науку удалось довольно быстро, и через некоторое время Марине Валентиновне доверили обслуживать пассажиров на маршруте Саратов – Берлин, а затем – Саратов – София.

– Мне железная дорога дала очень много. Где бы ещё представилась, к примеру, возможность регулярно бывать в Германии? Не знаю, на какой другой работе я бы столько всего повидала, – говорит наша героиня.

Наслушавшись увлекательных рассказов мамы о поездках, пойти по её стопам решила Снежана. В свои восемнадцать она, окончив школу, осваивает в аткарском политехническом лицее специальность проводника пассажирских вагонов.

– Я на таком выборе профессии не настаивала, то было решение самой Снежаны, – говорит Марина. – Но раз уж она его приняла, то я пообещала: работать мы с ней, после того как она учёбу закончит, будем вместе. Я с дочерью на любом маршруте готова работать.

Володя тоже намерен связать свою жизнь с железной дорогой. Только вот с будущей профессией пока не определился. Хочется и на помощника машиниста выучиться, чтобы поездить в локомотивах, и слесарное дело освоить.

Зная о том, что в Аткарске закладывается новая большая железнодорожная династия, руководство Приволжского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» не остаётся в стороне и оказывает семье разного рода поддержку. Например, на торжественном собрании накануне недавно прошедшего Международного женского дня исполняющий обязанности начальника филиала Владислав Губанов преподнёс в подарок семье Карповых планшет, ноутбук, смартфон, а также видеокамеру. Самому младшему члену семьи – трёхлетней Веронике – достался беговел.

Сегодня, с учётом того что дети вырастают и начинают жить своей собственной жизнью, под одной крышей с Мариной и Александром живут десять ребят. Сколько их будет через год, пять, десять лет – сказать трудно.

– Пусть лучше вырастим десять человек, а не двадцать. Но зато все ребята войдут во взрослую жизнь порядочными людьми, за которых нам не придётся впоследствии краснеть, – солидарны родители.

Автор: Глеб Хрусталёв