Железнодорожник Поволжья

Беда миновала

Александр Рожков, начальник четвёртого эксплуатационного участка ПЧ-18

Александр Рожков предотвратил возможное крушение грузового поезда на станции Красный Кут

До столкновения с грузовым поездом оставались считаные метры, когда маневровый локомотив начал сбавлять скорость и остановился. В составе «товарняка» находились цистерны с нефтепродуктами и другими горючими веществами, и, если бы не внимательность путейца Александра Рожкова, станция Красный Кут могла бы печально прославиться на всю страну...

Всё началось 30 ноября 2016 года, когда на вышеуказанную станцию прибыл вагон-путеизмеритель. Экипажу спецвагона предстояло оценить состояние главных путей.

– В тот день я исполнял обязанности заместителя начальника Анисовской дистанции пути по текущему содержанию пути, – вспоминает Александр Рожков, начальник четвёртого эксплуатационного участка ПЧ-18. – Должен был сопровождать вагон-путеизмеритель на участке Красный Кут – Урбах – Красный Кут. Перед тем как приступить к работе, мы обсудили свои планы с поездным диспетчером. В первую очередь собирались произвести все необходимые промеры на первом и втором путях станции Красный Кут. Но из-за того, что нужный нам путь был занят грузовым составом, решили оставить эту станцию напоследок и поехали в сторону Урбаха.
Когда основной объём работы был сделан, а стрелки часов приближались к пяти утра, железнодорожники вернулись обратно. На подъезде к Красному Куту Александр Сергеевич услышал по рации, что их рабочий поезд принимают только на четвёртый путь, который совершенно не вписывался в планы путейцев.

– Я повторил дежурной, что нам нужны только два главных пути, – продолжает железнодорожник. – Она мне ответила, что придётся подождать, пока второй путь освободит грузовой поезд. Только после этого мы сможем приступить к своим манёврам.

Воспользовавшись минутным затишьем, Александр Сергеевич вышел на платформу, чтобы передать рабочую документацию своим коллегам-путейцам. Они готовились к началу очередного рабочего дня, а экипаж путемера и прикреплённая к нему локомотивная бригада – к скорому завершению ночной смены.

Через несколько минут на втором пути началось движение: грузовой состав отправился в сторону станции Урбах. Но внимание Александра Рожкова в тот момент привлекло нечто другое.

– Я заметил, как наш вагон-путеизмеритель начал движение в сторону 48-й стрелки, несмотря на то что в том направлении горел запрещающий сигнал светофора, – делится Рожков. – Я просто хорошо знаю ТРА (техническо-распорядительный акт. – А.Ш.) этой станции, поэтому сразу заподозрил неладное. При этом маневровый светофор горел синим светом в другой стороне, но машинист, управляющий нашим маневровым локомотивом, почему-то решил толкать путемер в противоположную сторону, в направлении чётной горловины.

Если бы Сергей Александрович бездействовал и продолжал наблюдать за происходящим со стороны, то через мгновение он бы увидел картину жёсткого столкновения: вагон-путеизмеритель, преодолев стрелочный перевод, ударил бы в борт грузовой поезд, следующий по второму пути, и «выдавил» из его состава несколько вагонов в сторону пассажирской платформы... А если учесть, что это были цистерны с наливными грузами, то последствия такого сближения были бы самыми тяжёлыми. К счастью, Рожков не раздумывая начал действовать.

– Я в срочном порядке доложил дежурной по станции, что маневровый локомотив с нашим вагоном-путеизмерителем двигаются в сторону запрещающего сигнала, – рассказывает Рожков. – Она быстро связалась с машинистом маневрового и приказала ему остановиться.

Как известно, мгновенно остановить локомотив невозможно. И даже если машинист применяет экстренное торможение, тормозной путь поезда может составлять и сто, и двести, и более метров. К счастью, в нашем случае этот отрезок был небольшим, так как маневровый ещё не успел набрать высокую скорость. 

Рабочий поезд начал замедляться и остановился, когда габарит второго пути уже был нарушен. Путемер лишь слегка задел отправляющийся грузовой состав и оставил на нём ряд некритичных повреждений. Затем машинист сдал назад, и опасность миновала окончательно. 
Инцидент послужил причиной проведения большого количества разборов, в ходе которых железнодорожники пришли к однозначному выводу: виноват машинист, который направил свой локомотив не в ту сторону. Провинившийся трудился на железной дороге с 1972 года, имел огромный опыт работы в кабине локомотива, поэтому никто не ожидал от него подобной оплошности. Как бы то ни было, бывалого локомотивщика освободили от занимаемой должности. Что же касается нашего героя, то его поступок заслужил благодарность со стороны первых руководителей Приволжской магистрали и полагающуюся в таких случаях денежную премию.

– Если бы не Александр Рожков, произошла бы трагедия, потому что в составе поезда находились горюче-смазочные материалы, – подчеркивает заместитель начальника Анисовской дистанции пути по текущему содержанию пути Сергей Зельцер. – Крушение состава с последующей разгерметизацией цистерн привело бы к печальным последствиям. Но локомотив остановился. 

Как уже говорилось выше, в тот день Александр Рожков исполнял обязанности своего непосредственного руководителя, так как имеет для этого подходящий опыт работы, навыки и образование. Его карьера на железной дороге началась 15 лет назад с должности монтёра Краснокутской дистанции пути. С 2002-го по 2012-й, состоя в штате Астраханской механизированной дистанции пути, он занимал разные должности и сумел подняться по карьерной лестнице до должности начальника участка производства. Работать приходилось на разных участках Приволжской магистрали. А в 2012 году Александру Сергеевичу предложили вернуться на его малую родину – в Красный Кут. Наш герой согласился. К тому моменту Краснокутская дистанция пути вошла в состав ПЧ-18, трансформировалась в эксплуатационный участок, но своей значимости в едином технологическом процессе при этом не потеряла.

– Сегодня в моём подчинении работают примерно 75 человек, которые выполняют задачи по текущему содержанию пути на станциях Урбах, Золотая Степь, Красный Кут, двух разъездах и прилегающих к ним перегонах, – уточняет руководитель. – В основном я занимаюсь планированием и учётом, направляю дорожных мастеров на нужный вид работы. Правда, в своём кабинете бываю очень редко, так как основной наш труд проходит на линии.

По словам начальника Анисовской дистанции пути Антона Котова, наш герой успешно справляется со всеми возложенными на него обязанностями, поэтому давно заслужил публикацию в рубрике «Доска почёта». Ко всему прочему, наш герой – отец многодетного семейства. 

– У меня три дочери, младшей Виктории недавно исполнилось полгодика, – делится Александр Сергеевич. – Две старшие, Ирина и Екатерина, учатся в школе и пока не определились с выбором будущей профессии. 

Что же касается главы семейства, то он сделал свой выбор в конце 90-х, когда решил получить среднее специальное образование на базе Саратовского техникума железнодорожного транспорта. А три года назад Александр Сергеевич защитил диплом РГОТУПСа.

– Железная дорога сразу затянула меня, и сейчас я уже не могу представить себя без этой работы, – говорит Александр Рожков. – Ни разу не усомнился в правильности выбора профессии, потому что здесь есть стабильность и Коллективный договор, который работает.

Случай, который произошёл 30 ноября на станции Красный Кут, войдёт в историю как очередной пример подвига, ставшего возможным в результате чьей-то халатности. Хорошо это или плохо, судите сами. Как бы то ни было, на железной дороге всегда найдутся те, кто способен в критической ситуации собрать волю в кулак и быстро найти правильное решение. Огорчает одно: в жизни встречаются такие люди, которые «подкидывают» подобным героям поводы проявить свои лучшие качества.

Автор: Алексей Шмалей