Звезда

Строго по инструкции

Игорь Цопанов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Минеральные Воды эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Игорь

Игорь Цопанов при техническом обслуживании грузового поезда на одной из цистерн обнаружил подозрительный пакет

У железнодорожников есть правила почти на все случаи, которые могут возникнуть во время работы, но главное – обнаружить проблему вовремя, пока она не принесла неприятности
Старший осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Минеральные Воды эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Игорь Цопанов при техническом обслуживании грузового поезда на станции Минеральные Воды на одной из цистерн обнаружил подозрительный пакет, который находился между котлом и хребтовой балкой вагона. 

Через прорези в нём была видна батарейка, провода и две странные детали квадратной и продолговатой формы. Осмотрщик не стал трогать пакет, а сделал всё так, как его учили и как сказано о такой ситуации в инструкции: он вызвал работников ведомственной охраны и сообщил им о подозрительной находке. 
Исполняющий обязанности начальника ПТО Минеральные Воды Владимир Соломатин считает, что осмотрщик поступил грамотно в данной ситуации. Ведь он использовал свои знания, полученные в ходе технических занятий, которые регулярно проводятся с рабочими в техклассе и на учебном полигоне.  
– Мы уделяем внимание не только методам обнаружения, но и дальнейшим действиям работника в таких ситуациях, – говорит Владимир Соломатин. – Кроме того, осмотрщики обязательно сдают зачёты и экзамены по пройденным темам. 
В тот день, когда был обнаружен подозрительный пакет, осмотрщик также чётко действовал по инструкции. 
– Мы с одним из стрелков организовали оцепление состава, чтобы никто не подошёл к вагону, а второй сотрудник ведомственной охраны побежал вызывать полицию, – вспоминает Игорь Цопанов. 
Вскоре на место приехали несколько нарядов полиции, кинологи с собаками, сапёры. Они произвели осмотр подозрительного вагона. Были вызваны и пожарные. Несмотря на то, что смена его закончилась, Игорь домой не пошёл. Он остался на работе, чтобы убедиться, что всё закончилось благополучно. Специальные службы достаточно тщательно вели подготовку к исследованию предмета, их действия завершились около трёх часов ночи. Подозрительный пакет внимательно осмотрели, потом сняли с вагона с помощью специального робота и тут же, на месте, уничтожили.
 – У меня отлегло от сердца, когда нам сказали, что это был муляж. Наличие взрывного устройства, находящегося в пакете, не подтвердилось, – рассказывает Игорь.
Но бдительность тем и важна, что должна проявляться даже при малейшем подозрении на противоправные действия. Когда опасность миновала, все члены коллектива вздохнули с облегчением.
Этот поезд шёл транзитом из Махачкалы в Минеральные Воды, где и должен был быть расформирован. В Геор¬гиевске его останавливали для отцепки. Кто подложил подозрительный пакет в вагон и что в нём было на самом деле, по правде говоря, так и осталось загадкой.
Игорь Цопанов говорит, что за его практику осмотрщика вагонов это первый случай, когда он нашёл подозрительный предмет, который мог оказаться взрывным устройством. Он работает в ПТО с 2009 года. Окончил РГУПС. Одно время даже был вагонным мастером в ПТО. Его отец тоже работал на железной дороге, в механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, потом перешёл в дирекцию связи. Выбирая жизненный путь, сын пришёл на дорогу по стопам отца.
– Должность вагонного мастера требует постоянной концентрации внимания, полной отдачи сил. По большому счёту, ты несёшь ответственность не только за свой труд, но и за труд своих коллег. Ведь каждый наш «промах» чреват рисками, угрожающими  безопасности движения поездов. Такая у нас профессия, что от внимательности зависит очень многое,  – считает Игорь Цопанов. – И такая ответственность по силам далеко не каждому.
А Игорю такая профессия по плечу. Он привык отвечать за результат своего труда, обеспечивать свою семью. У них с женой двое детей, 3 и 4 лет, ипотека на квартиру, которую Цопановы оформили в 2013 году. Жена не работает, находится дома, в декретном отпуске по уходу за ребёнком. 
Игорь предпочёл быть не командиром среднего звена, а рядовым вагонником. Считает, что зарабатывать можно и осмотрщиком вагонов. Нужно только не лениться, добросовестно делать своё дело. Он всегда тщательно подходит к своим обязанностям, скрупулёзно осматривает подвижной состав, с пролазкой. И успехи в работе есть. У Игоря Цопанова один из лучших результатов в ПТО по выявлению неисправностей литья, в частности дефектов надрессорных брусьев. Только за прошлый год он обнаружил 48 негодных литых деталей. Все подтвердились при проверке с помощью неразрушающего контроля в условиях депо. Это хороший показатель. За каждый такой вагон осмотрщику положена премия.
Кроме литья, он находил такие трудновыявляемые неисправности, как перевёрнутая букса и другие.
Успех на этом поприще Игорь объясняет хорошими теоретическими знаниями, полученными в университете, и опытными наставниками, которые помогли освоить дело на практике.
– Очень я им благодарен, – говорит он. – Когда я только пришёл на железную дорогу, то за мной закрепили опытного осмотрщика и отличного наставника Вахида Агаева, который меня многому научил. 
Сейчас Вахид работает старшим смены, тоже показывает хорошие результаты в обнаружении различных дефектов.
– В период моей стажировки Вахид Агаев, когда находил дефект при обслуживании подвижного состава, обязательно звал меня, чтобы я посмотрел, – вспоминает Игорь. – Объяснял, как могла образоваться неисправность. Тогда мы часто находили брак боковин. Конечно, всё это шло мне на пользу. 
Владимир Соломатин рассказал, что сегодня Игорь Цопанов возглавляет смену №2, в которой вместе с ним трудится 4 человека. Он неосвобождённый старший осмотрщик. Его смена занимается обслуживанием вагонов только на станции, на линию не выезжает. Она считается одной из лучших в ПТО. Сам Владимир в этом ПТО 1,5 года, а вообще в вагонном депо 6 лет. Сюда он пришёл сразу после окончания РГУПСа. 
– Игорь Цопанов у нас один из передовиков по обнаружению трудновыявляемых дефектов, – говорит Владимир Соломатин. – В этом году он также удерживает передовые позиции. Только за февраль им было найдено 7 трещин надрессорных балок. Важно то, что у него стопроцентная их подтверждаемость при проверке в депо, что экономит время и средства, производственные издержки на выполнение маневровых работ. 
Начальник эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Андрей Белкин тоже хорошего мнения об Игоре Цопанове. Он считает его грамотным специалистом, который передаёт молодым осмотрщикам свой опыт, объясняет, как находить дефекты.
– Побольше бы нам таких профессионалов, – говорит Андрей Белкин.
Игорь Цопанов поощрён денежной премией из лимита начальника дороги за высокую бдительность и добросовестное отношение к своим должностным обязанностям.

Автор: Александр Панченко