Красноярский железнодорожник

Трещина под рёбрышком

Юрий Зеленко, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный – структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры

Осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный Юрий Зеленко выявил опасную неисправность, не допустив её развития

– Это была сквозная трещина длиной 120 мм боковой рамы на горизонтальной поверхности внутреннего радиуса R-55 с выходом на внутреннюю вертикальную стенку челюстного проёма, – рассказал старший осмотрщик смены Павел Осинцев. 
Павел Николаевич имеет высшее образование, он опытный практик: стаж около 10 лет, долгое время работал в парке, дело вагонное знает. Обычно такую трещину в начале развития увидеть тяжело, поскольку при взгляде сверху её прикрывает ребро жёсткости ‒ так называемое рёбрышко, которое усиливает боковую раму. Рассмотреть её там можно только с помощью зеркала. 
– Я поймал трещину, когда она уже пошла на излом, в сам радиус. Видно, что развивалась она со стороны колеса и уже раскрылась, а значит, от станции далеко бы не уехала, – рассказывает Юрий. – Сообщил старшему, что будет «больной» вагон. Павел Николаевич подошёл, зафиксировал, сфотографировал. Когда пришёл на следующую смену, меня при всех поблагодарили.
В обиходе среди вагонников есть фраза: «Главное – не пропустить, выявить». С мотивацией у Юрия всё в порядке ‒ стремление обнаружить трудновыявляемый дефект для него вопрос безопасности движения поездов и возможность профессионального роста. А премия? Конечно, приятно, но это уже на втором плане.
По наблюдению начальника ПТО Максима Уксусова, после удачной находки Юрий стал проявлять ещё больший интерес к работе: взял стопку информационных листов об успешных результатах других осмотрщиков, чтобы изучить все возможные признаки неисправностей и методы выявления. Это параллельно с получением высшего образования. 
Предшествующая находке смена у Юрия была с 31 на 1 января, и перед её началом старший осмотрщик зачитал телеграмму, в которой призывали обращать особое внимание на боковые рамы с клеймом №14. И надо же такому случиться: уже 2 января, в 11 часов утра ему попался вагон именно с такой датировкой и клеймом. Можно сказать, удачная охота.
В апреле будет 6 лет, как Юрий Зеленко трудится в должности осмотрщика вагонов, и все эти годы он работает в смене Павла Осинцева, а тот принял эстафету руководства от Сергея Лобачёва – строгого, требовательного профессионала, но очень отзывчивого на любую просьбу новичка: в коллективе об ушедшем на заслуженный отдых ветеране вспоминают часто и с теплотой. А продолжает династию Лобачёв-младший, который в своё время стажировал героя нашего повествования, Юрия Зеленко. 
Сейчас удачливому охотнику на трещины 36 лет, а до 26 (с 1999-й по 2006 год) он служил в армии. В 2000 годах офицеров не хватало – молодёжь в армию не стремилась, а Юрий проявил мужской характер. По отбору его отправили в «учебку» на сержантские курсы, и по окончании ему было присвоено звание младшего сержанта. Потом поставили заместителем командира взвода, повысили в звании, а через 4 месяца и до самого «дембеля» он, уже старший сержант, выполнял обязанности старшины роты. Втянулся в процесс: нравились караулы, в том числе выездные, и уходить не хотелось. Отец был доволен, что сын стал контрактником. Служил в Северске под Томском, потом в Подгорном под Сосновоборском и оттуда был направлен начальником караула на закрытое предприятие «Красмаш» – охранял объекты и сопровождал грузы. Там ковалось и чувство ответственности, и самодисциплина, и умение контролировать себя и ситуацию ‒ в его подчинении было до 42 человек, и все с оружием. 
Но к этому времени у него уже появилась жена, и ребёнку исполнился год, зарплаты в 15 тысяч рублей не хватало, понадобились более основательные финансовые вливания. Тогда Юрий, как и его отец, стал водителем-дальнобойщиком. Три года проработал на грузовой машине. Немало пришлось испытать: зимняя дорога, гололёды, снегопады.
– Бывало, на дороге неделю стоял: 70 км до Братска не доехал, рессора лопнула, потом запчасть ждал. Хорошо, деревня недалеко была, – вспоминает Юрий. – А вообще на трассе взаимовыручка. К примеру, стою на обочине, сломавшись, так поспать не дают: то и дело останавливаются, стучат в кабину, спрашивают, что случилось. Не нужны ли, интересуются, помощь, деньги. Однажды утром ехал в Кемерово и увидел, как люди жгут покрышки со своей машины, чтобы согреться. На обратном пути прихватил для них пеллеты, выгрузил. У дальнобоев немало приключений: и других вытаскивал, и сам улетал с дороги – меня спасали.
Шесть лет назад стал вагонником и считает, что теперь нашёл свою настоящую профессию, но останавливаться на должности осмотрщика не планирует, поэтому получает высшее образование. В настоящий момент Юрий Зеленко ‒ студент 5 курса ИрГУПСа по специальности «Вагонное хозяйство».
– Он хороший парень, исполнительный, трудолюбивый, каких не так уж и много в смене – по пальцам пересчитать. Ответственно подходит к работе, смотрит вагоны внимательно. Старается развиваться, – аттестует его старший осмотрщик Павел Осинцев.
На личном фронте у Юрия тоже порядок: жена, двое детей. Младшему, Андрею, ‒ два, а дочери Ирине ‒ одиннадцать. Она ‒ круглая отличница, углублённо изучает английский, занимается современными танцами и радует папу успехами. А когда тыл надёжен ‒ на работе всё спорится да удаётся. И хотя наш герой считает, что ничего особенного не сделал, возможно, ещё появится повод рассказать о его новой удачной охоте на страницах газеты.

Автор: Надежда Морозова