Московский железнодорожник

А здесь нельзя не быть орлом!

Андрей Рогачёв, Машинист эксплуатационного локомотивного депо Москва-сортировочная Рязанская

Оперативные действия машиниста Андрея Рогачёва помогли избежать ЧП на станции Московского узла

Тем прошлогодним вечером 18 декабря Андрей Рогачёв заступал в ночную смену. Вокруг, устав от воскресной суеты, затихало Подмосковье. Отправившийся незадолго до полуночи из эксплуатационного локомотивного депо Москва-сортировочная Рязанская (ТЧЭ-6) маневровый тепловоз ЧМЭ3 №7043 под управлением этого машиниста достиг станции Люберцы-2, за которой закреплён.

Перед глазами разворачивалась знакомая до мелочей панорама станции. Промелькнули «глазки» световой сигнализации. Впереди по курсу – яркий сноп огня. Ещё несколько секунд – и справа, по второму пути, дав гудок, выскочил грузовой состав. Один за другим проносились вагоны. Рогачёв машинально принялся за их отсчёт.
Второй, третий… пятый... И вдруг осёкся. Впереди под одним из вагонов что-то засветилось… Ближе, ближе… Секунды, и яркое пятно приняло очертания пламени. Горела букса. Возгорание сопровождалось сильным скрежетом, который нельзя было не услышать даже в кабине тепловоза.
– Масштабы последствий возможной аварии я легко мог представить, – вспоминает Андрей о той декабрьской ночи, – всё-таки работаю на станции Люберцы-2 седьмой год. По месту нахождения эта станция, первая от столицы после разделения путей казанского и рязанского направлений, расположена в промышленной зоне подмосковных Люберец. Проскочи состав дальше на перегон – и вот уже другие железнодорожные объекты: станции Люберцы-1, Выхино с интенсивным пассажирским движением. А с тупикового направления на Люберцы-2 со станции Яничкино в любой момент может выйти состав с нефтеналивными грузами…
Теперь можно говорить, что машинист действовал адекватно сложившейся ситуации, в полном соответствии с инструкцией. Незамедлительно сообщил по рации дежурному по станции и машинисту того поезда о необходимости срочной остановки. Уже в замеревшем составе, после того как было перекрыто движение на Люберцы-2, машинист и осмотрщики сбили пламя с буксы 19-го вагона. Не прошло и получаса, как маневровый локомотив откатил состав на тупиковый путь, и движение на станции было возобновлено.
Машинист-инструктор колонны №6 ТЧЭ-6 Артём Кондаков за семь лет совместной работы с Андреем Рогачёвым давно успел распознать особенности характера своего подчинённого. Узнав о ЧП, случившемся на станции Люберцы-2, Артём безотлагательно позвонил коллеге. Будто бы в шутку устроил подчинённому лёгкий разнос.
– Как же так. На объекте такое происшествие, а я узнаю о нём одним из последних, – вспоминает Артём сегодня их тогдашний разговор. – Андрей словно и не почувствовал иронии в моём голосе. Так, дескать, и так, говорит, случай хотя и особый, но со своей стороны выполнял, мол, обязанности, как умею и как положено.
Потом, правда, после того как вызвали Рогачёва «для разбора полётов», тот со всеми деталями доложил, как всё происходило. Случившееся лаконично описано в представлении руководству депо, которое, в свою очередь, перенаправило его выше. Отмечая правильные и оперативные действия Андрея Рогачёва по предотвращению возможных тяжёлых последствий, угрожавших безопасности движения поездов, руководство Московской дирекции тяги представило его к награждению знаком «За безопасность движения», который ему и был впоследствии вручён.
Без малого прошло три года, как Артём Кондаков решает производственные задачи с локомотивной бригадой, обслуживающей тепловоз №7043. В состав этой производственной единицы, помимо Андрея Рогачёва, входят старший машинист Александр Горбунов, машинисты Валерий Шаров и Виктор Кузьмин. Все четверо достигли возраста, когда «за 50». Все, в этом у машиниста-инструктора нет ни малейшего сомнения, специалисты своего дела. Без всяких оговорок грамотные, отзывчивые, дисциплинированные.
Маневровую работу на железнодорожном транспорте многие почему-то считают второстепенным делом. Основное, говорят, перевозки. Роль машинистов, работающих на «чмухах», относят к числу незначительных.
– Рассуждать так могут разве что неспециалисты, – размышляет по этому поводу Артём Кондаков. – Работа, действительно, непростая. На Люберецком узле особой сложности рельеф – подъёмы, кривые. Здесь, чтобы грамотно выполнить работу, приходится учитывать массу нюансов – весовые нормы, знать, как вовремя разогнаться или своевременно применить торможение. Кстати, как правило, начинающих машинистов мы «обкатываем» на перегонах, примыкающих к Москве-Казанской. А каждый из представителей бригады, обслуживающей маневровый локомотив на сложных участках пути, должен видеть абсолютно всё вокруг своей машины, подмечать даже самые мелкие детали, которые могут отразиться на конечном результате. На станции Люберцы-2, как правило, одновременно работают несколько локомотивов. Это означает, что надо не только свою работу выполнять, но и постоянно следить за тем, что делается на соседних путях. Быть может, именно благодаря этому наработанному навыку Андрей Рогачёв столь грамотно повёл себя в нестандартной ситуации.
Удивительно, но многое из вышеперечисленного, за редким исключением, характерно для каждого работника колонны №6 ТЧЭ-6. Из числящихся за этим подразделением 35 машинистов большая часть те, кому 50 и больше.
– Но и в таком возрасте у людей не пропадает живость, блеск в глазах, – замечает Артём Кондаков. – 
Здесь производственные показатели достигаются не рывками и наскоками, а постоянными трудовыми делами. Так что нет ничего удивительного в том, что каждый год три-пять машинистов этого подразделения получают награды.
На этом фоне Андрей Рогачёв, конечно же, не теряется. В колонне он один из лучших. В это веришь безоговорочно, стоит его только раз увидеть. Крепко сложённый, с замашками бравого матроса – наверняка сказываются повадки, приобретённые им в юные годы в «мореходке», где наш герой получил специальность моториста-электрика. А ещё открытый взгляд и обезоруживающая улыбка. Словом, орёл да и только!

Автор: Владимир Горелкин