Цена одного шага Октябрьская магистраль

Цена одного шага

Етибар Мамедов, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой

Работник эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой погиб, спасая двоих пассажиров

     Помощник машиниста Етибар Мамедов погиб, спасая пожилого человека, замешкавшегося на пешеходном переходе через пути перед приближающимся поездом. На родном предприятии Мамедова – в эксплуатационном локомотивном депо Волховстрой, которому тот посвятил более 20 лет жизни – говорят: он просто не мог поступить иначе. Все знали и любили его как человека неравнодушного и совестливого, ну а уважение к старости у Етибара Манафа оглы было просто в крови. 

     Трагедия произошла поздно вечером 21 марта на станции Тихвин Октябрьской железной дороги. Локомотивная бригада в составе машиниста Юрия Скрипченкова и помощника Етибара Мамедова прибыла туда электричкой вместе с обычными пассажирами, чтобы «забрать» хозяйственный поезд и привести его на станцию Волховстрой-1. Однако выполнить это стандартное производственное задание в тот день бригаде хозяйственной локомотивной колонны ТЧЭ-21 было не суждено.

     Етибар Мамедов увидел на пути человека, к которому стремительно приближался грузовой состав. Дедушка не реагировал ни на сигналы, подаваемые машинистом этого поезда, ни на транслируемые по громкоговорящей связи предупреждения дежурной по вокзалу. Етибар Мамедов кинулся к нему, стал кричать и размахивать руками, пытаясь привлечь внимание. В результате мужчина успел сделать шаг назад. А сам оказавшийся в негабарите перед приближающимся поездом Мамедов не успел. От удара его отбросило на соседний путь. Увы, полученная им травма головы оказалась смертельной. Етибар Манаф оглы скончался на месте.

     Спасённого 82-летнего А.И. Жаровского с пешеходного перехода сопроводили сотрудники ЛОВДТ на станции Тихвин. У него прихватило сердце, поэтому его увезли на скорой помощи в больницу. Как выяснилось потом, он встречал в тот день с электрички родственницу. Уже перешёл было через пути сам, но повернул назад и принялся убеждать остановившуюся в нерешительности пожилую женщину не пережидать, пока проедет товарняк. Эту женщину Етибар Мамедов тоже успел остановить.

     На разборе ЧП было установлено, что пешеходный переход на станции Тихвин находится в удовлетворительном состоянии и его освещённость соответствует нормам. Исправно работает и система громкоговорящей связи. То есть, для безопасности пассажиров сделано всё необходимое. Но кто же убережёт их, если они сами готовы рисковать?

     – Эдик, как мы все звали Етибара, был поистине удивительным, солнечным, человеком, душой нашего коллектива, – говорит Юрий Скрипченков. – Рядом с ним каждому становилось теплее. И ведь проблем-то личных у него было по горло, но он никогда не «грузил» ими других, всегда был жизнерадостным и приятным в общении, готовым в любую минуту броситься на помощь всякому, нуждающемуся в ней. Когда он отправлялся со мной в поездку, я знал: рядом – абсолютно надёжный специалист, который по звуку дизеля чувствует все нюансы работы тепловоза. Когда он заступал со мной на длительную вахту, я знал: будут обеспечены и хорошее настроение, и вкусные блюда национальной азербайджанской кухни, которые Эдик так любил и умел готовить. Он был каким-то несовременным, что ли, локомотивщиком МПСовской ещё закалки, безоговорочно преданным интересам нашего общего дела. Етибар Мамедов мог бы быть прекрасным машинистом, но – не рвался вверх по служебной лестнице. Просто не хотел никем руководить. Он умел дружить, но – не командовать.

     – Етибар Мамедов был безукоризненным помощником машиниста, абсолютно надёжным, чётким и всегда готовым к работе, – рассказывает машинист-инструктор хозяйственной колонны ТЧЭ-21 Роман Сагайдачный. – Я седьмой год возглавляю колонну, и за всё это время у меня не было ни одной, даже малейшей, претензии к Мамедову. А прежде, когда я был машинистом, Эдик ездил со мной помощником. В общем, такого помощника только пожелать можно каждому машинисту. А ещё он был очень добрым, жил с настежь распахнутым для всех сердцем. И умудрился не нажить ни одного недоброжелателя. Когда я узнал о том, что Етибар погиб, спасая кого-то, то даже ничуть не удивился: да, многие прошли бы мимо, но только не он.

     За три дня до трагической гибели Етибар Мамедов отпраздновал своё 54-летие. Родился он в городе Сатамурдов, в Ленкоранском районе Азербайджана. Там учился, а отслужив в армии, работал монтёром в Сальянской дистанции пути. 30 лет назад, ещё во времена СССР, переехал в Волхов. Закончил в этом городе железнодорожное училище и стал помощником машиниста в Волховстроевском локомотивном депо. Потом на несколько лет вернулся было в Азербайджан. Однако затем судьба вновь привела его в Волхов. Он переживал, когда Россия и Азербайджан стали разными государствами. Приветствуя кого-либо из встретившихся по дороге волховчан, обычно восклицал: «Здравствуй, земляк!». И большинство привычно отвечало ему: «Салам алейкум!».

     Етибар Мамедов и его жена Гулара воспитали двоих хороших детей – сына и дочь. Их сын, 25-летний Манаф Мамедзаде, закончил Волховский политехнический техникум, отслужил в армии и вот уже третий год трудится помощником машиниста в том же ТЧЭ-21, только в другой, маневровой, колонне. В депо говорят, что отец успел привить ему правильное отношение к профессии. Испытания на дружную семью Мамедовых обрушились в виде серьёзной болезни Гулары. Она перенесла два инсульта, получила инвалидность второй группы и долгое время вынуждена была жить на постельном режиме. Етибар Манаф оглы не мог смириться с таким печальным положением. Не теряя надежды на лучшее, он возил её по врачам в Санкт-Петербурге и всячески поддерживал морально. И поставил-таки жену на ноги! Она стала благополучно спускаться по лестнице с четвёртого этажа их дома и выходить на улицу.

     – В тот день, когда тело Етибара увозили из Волхова в аэропорт и жители города прощались с ним, вся улица Профсоюзов была усыпана цветами, – с трудом сдерживая слёзы, рассказывает председатель профкома ТЧЭ-21 Маргарита Киналь. – Родственники сопроводили цинковый гроб в Азербайджан, чтобы похоронить Етибара там. Живя долгое время в России, которая стала для него второй Родиной, Мамедов никогда не забывал дорогой его сердцу Азербайджан, часто летал туда в отпуск, отправлял родственникам деньги и подарки. Он был щедрым человеком. В том числе, щедрым на доброту. Даже дети из окрестных домов ему симпатизировали: у него находились забавные шутки для каждого. Он шёл по жизни с улыбкой и с верой в людей. Коллектив нашего предприятия в шоке от этой потери.

     Руководство Октябрьской дирекции тяги ходатайствовало о награждении Етибара Мамедо-ва за мужество и самоотверженные действия, проявленные при спасении жизней пассажиров. И 24 марта президент компании Олег Белозёров подписал приказ о присвоении ему посмертно звания «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».
Автор: Ирина Верховная