Транссиб

В лидерах – сибиряки

Николай Ковшов Игорь Прокофьев, преподаватели Новокузнецкого подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций

Новокузнецкие педагоги разработали новый метод обучения, отмеченный высшей наградой на сетевом конкурсе

В начале марта текущего года Николай Ковшов и Игорь Прокофьев заняли первое место в финале смотра-конкурса профессионального педагогического мастерства преподавателей университетских комплексов железнодорожного транспорта и учебных центров – структурных подразделений ОАО «РЖД».

Николай Витальевич и Игорь Петрович трудятся преподавателями в Новокузнецком подразделении Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций. Их совместная работа «Применение элементов дуальной системы образования при проведении учебных занятий по программе подготовки «первозимников» в группе профессиональной подготовки по профессии «осмотрщик-ремонтник вагонов» заняла первое место в номинации «Лучшие педагогические практики в профессиональном обучении рабочих кадров ОАО «РЖД» вагонного хозяйства».
Сегодня ОАО «РЖД» необходимы работники, обладающие хорошей теоретической и практической подготовкой, адаптированные на основе приобретенных во время учебы компетенций к конкретному рабочему месту. Кроме того, они должны быть готовы по мере необходимости пополнять и обновлять уже усвоенную информацию, устанавливать нужные связи и контакты, обладать мобильностью – то есть быть профессионалами, способными оперативно решать нестандартные задачи любой сложности.
Эти требования подтверждаются опросами работодателей, которые среди достоинств курсантов подразделений учебного центра профессиональных квалификаций на первое место ставят и качество полученного ими образования, и наличие опыта практической работы, и способность к восполнению и применению своих знаний, что выражается в стремлении к самообразованию. 
Справиться с этой задачей Николай Ковшов и Игорь Прокофьев предлагают путем внедрения в образовательный процесс дуальной системы, при которой изучение теории осуществляется вместе с практической компонентой. Данная форма обучения является наиболее эффективной, так как раскрывает и активизирует профессиональный потенциал каждого обучающегося.
– В качестве эксперимента элементы дуальной системы обучения были применены в группах профессиональной подготовки по профессии «осмотрщик-ремонтник вагонов», – рассказал «Транссибу» Игорь Прокофьев. – В рамках учебного процесса по предмету «Устройство и осмотр тормозов» обучающиеся получили теоретические знания об неисправностях в автотормозах, способах их обнаружения и устранения в зимний период, а по предмету «Подготовка «первозимников» – практические навыки устранения неисправностей.
– Анализ эффективности дуальной формы обучения, проведенный в группах осмотрщиков-ремонтников вагонов на основе сравнения результатов 2015-2016 годов, показал, что продолжительность профессиональной адаптации практически была сведена к минимуму, а следовательно, сократились финансовые потери работодателей, – говорит Николай Ковшов.
По словам Николая Витальевича, применение элементов дуальной системы образования для обучения лиц, впервые приступающих к работе в зимний период, позволило в короткий срок подготовить квалифицированные кадры, адаптированные к рабочей среде предприятия, знающие тонкости и особенности технологического процесса, а самое главное, способные сразу после обучения приступить к самостоятельной работе.
– Это перспективный проект, так как его можно применять в группах подготовки осмотрщиков-ремонтников вагонов при проведении учебных занятий по предметам «Устройство вагонов», «Устройство и осмотр тормозов», «Техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов», – считают авторы проекта.
Таким образом, применение элементов дуальной системы образования в непрерывном процессе профессионального совершенствования кадров актуально на всех уровнях железнодорожного образования.
В номинации «Лучшие педагогические практики для подготовки рабочих кадров хозяйства движения» 3-е место заняла преподаватель Омского подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций Маргарита Селиванова с конкурсной работой «Тренинг как инструмент личностно-ориентированных методик». Была также отмечена в номинации «Управленческое решение» и рекомендована к внедрению на сети железных дорог работа «Роль входного контроля знаний в повышении качества обучения машинистов локомотива 2-1 класса», выполненная Инной Бурягиной, заместителем начальника Тайгинского подразделения.

Автор: Светлана Кузнецова