Интуиция подсказала Куйбышевский железнодорожник

Интуиция подсказала

Владимир Сергунин, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле

Вовремя обнаруженная неисправность в тормозном оборудовании пассажирского вагона предотвратила чрезвычайную ситуацию в пути

За проявленную бдительность в обеспечении безопасности движения поездов осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Владимир Сергунин награждён часами начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры.
15 января поезд № 609 сообщением Ульяновск – Уфа  был принят на первый путь вокзала Ульяновск-Центральный. Осмотрщик-ремонтник Владимир Сергунин, как обычно, уже встречал состав на перроне. У вагонников это называется «встретить поезд сходу». 
Отметим, что издаваемые колёсными парами звуки, которые для непосвящённого звучат одинаково, для осмотрщика – целая вагонная симфония, по «нотам» которой можно определить десяток неисправностей. В этот раз вагонная симфония на слух Сергунина не фальшивила. И Владимир приступил к визуальному осмотру состава. Заученными движениями он с контрольным молотком осмотрщика простукивал колёсные пары, буксы, проверял надёжность ходовых частей, для верности подлезая под вагон. Обходя очередной вагон, Владимир интуитивно метнул взгляд на тормозное оборудование и… застыл от удивления: в тормозной рычажной передаче отсутствовал валик. Это означало, что вагон проследовал бы дальше практически без тормозной системы, что привело бы к неминуемому заклиниванию колёсных пар и, в лучшем случае, к остановке поезда. Но и это ещё не все варианты развития событий. На путь могла упасть тормозная тяга и тем самым создать дополнительную угрозу безопасности движения поездов.
«За 24 года работы осмотрщиком-ремонтником такую неисправность в пассажирском поезде мне пришлось выявлять впервые, – признался Владимир. – Вероятно, валик был сбит по неосторожности, когда проводники откалывали наледь в тормозном оборудовании». 
После обнаружения неисправности Владимир, как положено, передал о случившемся старшему смены, оператору. Новый валик нашли, в срочном порядке установили его на место выпавшего, и поезд, с незначительной задержкой, оправился в путь. Пассажиры, разумеется, даже и не подозревали, что ещё час назад они находились в большой опасности.
За проявленную бдительность в обеспечении безопасности движения поездов Владимира Сергунина наградили часами начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры. 
Для железнодорожника это не первый случай проявления профессионализма. В 2012 году приказом президента ОАО «РЖД» ему присвоили знак «За безопасность движения». 
Тогда Сергунин выявил серьёзный дефект в цистерне с газом, которая шла на экспорт. 
«На поверхности катания колёсной пары обнаружил выщербину, – вспоминает он. – Вызвал к месту старшего осмотрщика, вместе запротоколировали неисправность. Проследуй вагон дальше, последствия могли быть очень серьёзные, ведь груз был повышенной опасности».
Какого-то особенного профессионального секрета, по признанию нашего героя, у него нет, всё дело в исключительной внимательности, которая так необходима работникам этой профессии.
«Обращаю внимание на всё, что есть под вагоном, а в первую очередь – на его ходовую часть. Выхожу на осмотр с необходимым рабочим инструментом: контрольным молотком, щёткой, зеркалом, лупой, фонариком. Бывают в смену периоды, когда поездов на станции совсем нет, а бывает, что их так много, что крутишься, без преувеличения, как белка в колесе. Такой темп работы мне нравится больше, не люблю без дела сидеть. Но здесь главное не потерять бдительность, чувство осторожности, неполадку ведь можно где угодно обнаружить».  
Практически весь рабочий день Владимир Владимирович проводит на станционных путях вокзала Ульяновск-Центральный. За смену ему приходится осматривать 20-25 поездов. От зоркого взгляда не ускользает ни одна важная мелочь, которая может повлиять на безопасность движения поездов. Все многочисленные выявленные им  «навары», «ползуны», «выщербины» могли в любой момент перерасти в более серьёзные дефекты.  
Секретам профессионального мастерства Сергунин обучился не сразу. Первая его профессия – токарь. Свой трудовой путь Владимир начинал на Ульяновском радиоламповом заводе, потом на знаменитом в городе «Авиастаре». В 90-е годы, когда практически все заводы встали, остро встал вопрос с дальнейшим трудоустройством. Пошёл по стопам брата работать осмотрщиком-ремонтником вагонов. Успешно прошёл медкомиссию, месяц проработал учеником, сдал экзамены и уже самостоятельно приступил к обязанностям. Владимир считает, что досконально освоить профессию осмотрщика можно только на практике. 
«Изучением одних инструкций и специальной литературы в нашем деле не добьёшься успеха, – говорит он. – В первую очередь нужны хороший опыт, достойный наставник, который бы всё «разложил по полочкам», направил тебя в нужное русло. Мне в этом плане повезло. Моим учителем был старший осмотрщик-ремонтник вагонов Анатолий Александрович Кузнецов, под опекой которого я начинал работать ещё в Ульяновской дирекции по обслуживанию пассажиров. Он научил меня не только внимательности, но и профессиональной интуиции.  Во многом благодаря именно интуиции мне приходилось выявлять немало раковин, трещин в боковых рамах тележки вагона. Интуиция помогла мне и 15 января в случае с тормозной системой пассажирского вагона».
«По количеству трудновыявляемых дефектов Сергунин в депо один из лучших осмотрщиков-ремонтников, – говорит заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле по кадрам и социальным вопросам Надежда Абрамова. – Владимир – человек немногословный и в жизни придерживается принципа «больше дела – меньше слов». Когда на боевом посту Сергунин, мы точно знаем – брак не проскочит мимо его зоркого глаза, а значит, и безопасность движения поездов под контролем».

Автор: Александр Савенков