Эффект «наследственного кода» Московский железнодорожник

Эффект «наследственного кода»

Андрей Семёнов, Главный инженер технического центра электрификации и электроснабжения

Семёнов стал постоянным участником уникальных разработок, реализуемых на объектах Московского узла

– Всегда испытываешь особое удовольствие, когда приходится приступать к эксплуатации оборудования, которым никто и никогда до тебя не пользовался. Вообще, занимаясь внедрением новой техники, забываешь про всё, что происходит вокруг, и уже не считаешься со временем, – с этих слов главного инженера технического центра электрификации и электроснабжения Московской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «Российские железные дороги» Андрея Семёнова началось наше общение.

Ещё две минуты разговора, и приходит понимание того, что твой собеседник не нуждается в наводящих вопросах. Заявленная в беседе тема не может оставлять его равнодушным – о внедренческих разработках, в которых пришлось принимать участие, Семёнов готов говорить часами. А в процессе общения его рассказ обрастал всё новыми и новыми подробностями. Оставалось только включить диктофон.
– На объектах электрификации и электроснабжения, – рассказывает мой собеседник, – сейчас повсеместно внедряются микропроцессорные защиты, диагностика. Наша при этом задача – понять, что и как диагностировать, какие приборы использовать. Совсем недавно запустили Московское центральное кольцо (МЦК). Теперь, когда объект функционирует в каждодневном рабочем режиме, приходится максимально сосредоточить внимание на внедрении и разработке находящихся там систем диагностики и мониторинга, оснащении участков МЦК системами диспетчерского управления, оборудовании устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики. То есть в конечном итоге полностью сформировать многоуровневую систему управления. Справимся с задачей – сможем максимально минимизировать эксплуатационные расходы, перейти на необслуживаемую технологию работы, снизить суммарные затраты на проектирование и монтаж оборудования с одновременным повышением качества, надёжности и безопасности.
Как инженер с многолетним стажем, Семёнов предпочитает придерживаться в разговоре определённой конкретики.
– На стадии проектирования оборудования для МЦК, – уточняет он, – нужно было в сжатые сроки (до пуска Кольца) внести корректировки и «обкатать» их с заводом-изготовителем, чтобы повысить надёжность защиты распредустройства 3,3 кВт. Потребовалось плотное общение и с проектировщиками. В процессе «обкатки» оформили и несколько рацпредложений, касающихся реализации проекта. Кроме того, мне довелось заниматься разработкой технического задания на проектирование, а впоследствии взять на себя функции технического надзора. Иными словами, когда объекты только возводились, приходилось контролировать ход работ, чтобы уже на этапе строительства выявить всевозможные «шероховатости», недоделки.
Стоит на время отступить от канвы рассказа главного инженера технического центра, чтобы поразмышлять вот над чем. Проектирование инфраструктуры Малого кольца осуществлялось с применением инновационных технологий: тяговые подстанции изначально задавались в варианте «цифровой ТП», то есть все защиты присоединений выполнялись на микропроцессорных защитах или управляющих контроллерах. Данные устройства, кроме функций управления и защиты, способны производить самодиагностику, диагностику силового оборудования, запись процесса аварийного отключения. А использование такого современного оборудования, как малогабаритные выкатные ячейки, выпрямители с уменьшенными потерями и габаритами, сухие трансформаторы, позволяет говорить о новом техническом уровне спроектированных тяговых подстанций, размещённых на МЦК. Во всей этой информации нужно не только уметь разбираться самостоятельно, но и в короткие сроки научить владению ею других. Семёнову пришлось принять непосредственное участие в обучении энергодиспетчеров, создании энергодиспетчерского круга на Кольце. Набирая специалистов в этой области, пришлось пройти через определённые трудности. Новую технологию осваивали почти с нуля, поскольку набирали в основном новичков из тяговых подстанций, районов контактной сети и энергоучастков. Большинство из них – молодые техники и инженеры. Помимо накопления новых знаний, им требовалось освоить совершенно незнакомые обязанности, почувствовать высокую ответственность. Ведь энергодиспетчер на Малом кольце не только управляет потоками электричества, он отвечает и за безопасность людей, и за безаварийность движения.
А с приближением даты запуска Кольца, как часто в таких случаях бывает, перечень сопутствующих проблем не только не иссякал, но напротив – вырастал.
– В какой-то момент, – продолжает рассказ собеседник, – когда до торжественного открытия МЦК оставались считанные дни, вдруг обнаружился серьёзный производственный дефект поставленных на объекты Кольца тяговых трансформаторов. На круге пять подстанций, и на всех нужно было срочно провести соответствующую замену. Но другого выхода не было. Снимали, отвозили в Питер, меняли на новые…
Научиться умению «делать всё сразу» дано далеко не каждому. В этом плане Андрей Семёнов – человек уникальный. Где и как таким вещам можно обучиться? Или же способность поспевать везде и всюду передаётся только по наследству?
Наш разговор, как поначалу кажется, сворачивает с обретённой темы, поскольку рассказ о делах сегодняшних уступает место воспоминаниям. А вспомнить Андрею Николаевичу, как одному из представителей железнодорожной династии Семёновых (её общий производственный стаж, как было подсчитано, составляет сегодня 204 года), действительно есть о чём. Его прадед занимался строительством Николаевской железной дороги. Отец, мать и старший брат – тоже железнодорожники. Причём и отец, и мать проработали практически всю жизнь на разных должностях (вплоть до руководящих) в хозяйстве электрификации и энергетики МЖД. В этой же сфере сегодня задействована родная сестра Андрея – в Московско-Курской дистанции электроснабжения (ЭЧ-1) занимает должность энергодиспетчера. Он сам, ещё будучи студентом Московского техникума железнодорожного транспорта, трудился в ЭЧ-1 на практике, а по окончании учебного заведения начал свой трудовой путь в качестве механика ремонтно-ревизионного участка дистанции, где постигал науку телеуправления и релейных защит. Потом учёба в МИИТе.
Пасьянс, складывающийся из объектов его трудовой деятельности, выглядит произвольным только на первый взгляд. При внимательном рассмотрении этой картины просматривается определённая логика. Несколько лет по окончании вуза Андрей проработал в качестве старшего механика в дорожной электротехнической лаборатории. Три года спустя вернулся на ЭЧ-1 уже в должности начальника сетевого района, потом новое назначение – заместитель начальника дистанции электроснабжения. Три последних года выполняет обязанности главного инженера технического центра электрификации и электроснабжения.
– От отца, – рассказывает Семёнов-младший, – усвоил простую истину: чтобы стать толковым руководителем, надо сначала вдоволь «поработать лопатой». С другой стороны, доставшееся в наследство убеждение вполне уживается во мне с постоянным желанием заниматься нестандартными идеями, которых всегда хватало в сфере электрификации и электроснабжения. В этом плане тоже были свои учителя. Назову только имя Владимира Михайловича Верховых, моего наставника. В своё время мы достаточно долго проработали в тесном творческом контакте в дорожно-электротехнической лаборатории Московской железной дороги. Именно от него я многое получил в плане умения выстраивать не совсем логичные, на первый взгляд, решения. В тот момент как раз только появились микропроцессорные защиты. Мы, нисколько не смущаясь, брались за их внедрение: прилаживали, адаптировали, насколько возможно, к старому оборудованию…
Собственно, и технический центр электрификации и электроснабжения, одним из руководителей которого сегодня является Андрей Семёнов, в своё время был образован из бывших дорожных лабораторий, занимавшихся решением нестандартных проблем в области энергетики и энергоснабжения.
В феврале нынешнего года главному инженеру этой производственной структуры вручена почётная грамота ОАО «РЖД». В этом событии тоже просматривается «наследственный код», если принять во внимание, что отец Андрея в своё время получил звание почётного железнодорожника.
Наш разговор снова возвращается к теме дня сегодняшнего. Ещё предстоит решить множество проблем, связанных с содержанием объектов энергоснабжения на МЦК. Но, погрузившись в эту тему, Семёнов не может оставить без внимания другую. Прямо скажем, владеющую им всецело – реконструкцию путей Московского узла под высокоскоростное движение.
– Наш центр уже вплотную начинает заниматься проектами курского хода, – даёт соответствующие пояснения главный инженер центра, – если конкретнее – третьего и четвёртого пути. Изменится их спецификация, инфраструктура. Новые пути повысят пропускную способность. Там будет внедряться техника, которая сейчас проходит обкатку на МЦК. Есть опыт ошибок, без которых в нашем деле, к сожалению, не обойтись. Сейчас их учли, чтобы не наступать на старые грабли. Аналогичных решений ждут другие проекты: по реконструкции горьковского и смоленского радиальных направлений. Каждый из этих проектов, если брать отдельно, по-своему уникален. А значит, предстоит заниматься далеко не рутинной работой.

Автор: Владимир Горелкин