Когда летели искры Призыв

Когда летели искры

Сергей Хрящев, Стрелок третьей стрелковой команды Курганского отряда ведомственной охраны

Сергей Хрящев предотвратил аварийную ситуацию на дороге

Стрелок третьей стрелковой команды Сергей Хрящев считает, что его работа мало чем отличается от военной службы. Здесь также важна бдительность: в любую минуту может произойти непредвиденное, грозящее железной дороге серьёзной неприятностью. Это называется «смотри в оба».

Вечерний час. На тёмном небосводе сверкают звёздочки, луна равнодушно освещает бледным светом территорию технического парка станции Шадринск. Со звёздных высот такое пространство кажется микроскопическим, а для тех, кто работает на земле, это большая территория, опоясанная железными путями, стрелками и светофорами. Только что прошёл тяжёлый грузовой состав. В вагонах обычный груз – уголь из Экибастуза. Его ждут на теплоэлектроцентрали на Урале. Следом вновь «грузовик». Мелькают вагоны, и взор стрелка привычно обращён на них. Но что это? От колёсной пары летят яркие искры. «Словно хвост кометы в тёмном небе», – расскажет после Сергей.
Он помнит все подробности случившегося: «Около шести часов вечера по радиостанции начальник караула Сергей Марков передал мне информацию о подходе поезда №2990, количество и расположение в составе охраняемых вагонов. Через полтора часа у проходящего по второму пути чётного поезда №2990 я обнаружил сильное искрение с правой части колёсной пары у вагона в головной части поезда».
Ситуация была не из рядовых. Сильное искрение колёсной пары могло быть вызвано неисправ-ностью тормозной системы – чуть позже это подтвердят специалисты. Такая беда грозила безопасности движения. В любой момент мог произойти сход тяжёлого грузового вагона с углем, а он в свою очередь мог потащить за собой остальные.
Не мешкая ни секунды, Сергей Хрящев доложил об этом начальнику караула Сергею Маркову. Тот срочно передал тревожную информацию дежурной по станции Шадринск Светлане Полуяновой. Всё произошло чётко, быстро, как по военной ¬команде.
Поезд «с фейерверком» был остановлен для осмотра на ближайшем перегоне Качусово – Шадринск. Было установлено, что  у шестнадцатого с головы вагона имеется неисправность тормозной системы.
Позже ему пожмут руку, скажут спасибо, при построении объявят благодарность за проявленную бдительность. Сам же Сергей не считает это событие особенным и скромно заявляет: «Это моя работа».
Третья стрелковая команда станции Шадринск – так называется место работы Сергея Хрящева. Здесь он работает уже двадцать четвёртый год. Пришёл сюда, когда сменил армейскую форму на гражданскую. Интересно, что и в армии он также был стрелком-водителем в Пермском училище внутренних войск МВД России. А дисциплина там на самом высоком уровне. Отслужил, приехал домой в Шадринск. Ситуация в стране в те годы была труднейшая – работу найти сложно, заводы закрываются, а те, что ещё работают, имеют огромные долги по выплате зарплаты.
Кто-то из друзей подсказал: «Иди в железнодорожную охрану. Там требуются стрелки». Вот так пришёл в стрелковую команду охранять территорию станции Шадринск – одну из крупнейших узловых станций в Курганском регионе.
Начинал с простейшего: учил себя внимательно всматриваться в проходящие через технические парки поезда и в лица людей, что вызывают подо¬зрительность, верно оценивать обстановку и при необходимости сообщать о случившемся начальнику караула для принятия дальнейших мер. Всё это называется так: вырабатывать в себе чув¬ство бдительности. Для стрелка охраны это чрезвычайно важно.
С чем можно сравнить его профессию на железной дороге? Не раздумывая, он говорит:
– В моей работе много общего с профессией ос¬мотрщика вагонов. При прохождении поезда я внимательно всматриваюсь в нижнюю часть вагона, проверяю, нет ли чего такого, что грозит движению состава. К счастью, ранее не случалось обнаруживать неисправности подвижного состава. Но строгости и бдительности в нашей работе – хоть отбавляй.
Территория парка огромная. Проходит немало поездов с металлическим ломом, в том числе и дорогим цветметом, на который давно «положили глаз» расхитители. На отдельных станциях случаются такие моменты, когда они выкидывают металл из вагона даже по ходу движения поезда. Но на станции Шадринск такое не пройдёт. Как говорится, «граница на замке».
Сегодня обстановка стала тревожнее. В условиях антитеррора отрабатываются всевозможные ситуации, чтобы отвести беду от поездов и людей. От стрелков также требуется повышенная бдительность. Отрабатываются различные ситуации, которые, по мнению руководителей стрелковой ¬команды, могут отразиться на безопасности движения. Роль стрелка возрастает. Сегодня он должен уметь не только видеть и обнаруживать, но и при необходимости дать отпор противнику.
Тот поезд, в составе которого был неисправный вагон, стал для Сергея Хрящева своеобразной вехой в его продолжительной работе. Он заметил беду, принял меры к остановке состава и этим спас груз. По этому поводу размышляет:
– Тип неисправности мне, кончено, был не известен, не знаток я в этом деле. Но если летят искры, значит, нужно бить тревогу, – рассуждает Сергей Сергеевич. – И потом, я просто выполнил свой служебный долг.
 – Побольше бы таких работников – опытных и инициативных, – характеризует Хрящева начальник стрелковой команды станции Шадринск Александр Иваницкий. – Сергей в нашей команде давно, и никаких нареканий за эти годы к нему не было.
Эту инициативность ещё в прошлом году отметило и руководство – на юбилее ведомственной охраны. Тогда Сергей Хрящев в торжественной обстановке был награждён медалью «95 лет ведом¬ственной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации». Награду вручил директор филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Южно-Уральской железной дороге Сергей Лаборешных. «За добросовестный труд» – ёмкий, заслуженный эпитет в адрес опытного стрелка.
Без преувеличения, должность у Сергея Хрящева ответственная и опасная. За годы работы ему не раз приходилось сталкиваться со злоумышленниками. За задержание расхитителей имеет три поощрения от руководства отряда. В 2011 году, как лучшему работнику команды, бдительному стрелку была объявлена благодарность генерального директора федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».

Автор: Вячеслав Аванесов