Занимательная геометрия Транссиб

Занимательная геометрия

Виталий Хребтов, начальник путеизмерительного вагона №110

Виталий Хребтов признан лучшим руководителем среднего звена на железнодорожном транспорте

Начальник путеизмерительного вагона №110 Виталий Хребтов признан лучшим руководителем среднего звена на железнодорожном транспорте за 2016 год. Руководимый им коллектив находится на острие новейших технологий в сфере контроля состояния пути.

– Виталий Сергеевич зарекомендовал себя ответственным, опытным и добросовестным руководителем, – характеризует своего подчиненного начальник центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Андрей Лобко. – Благодаря четкому соблюдению технологических процессов в вагоне-путеизмерителе №110 не было отказов в работе диагностического оборудования и простоев вагона. План проверки пути коллективом вагона выполняется на 100%. 
Начальник путеизмерительного вагона №110 – отличный наставник молодежи. За последние 3 года он подготовил к самостоятельной работе пятерых молодых специалистов. Кроме того, Хребтов находит время и для новаторской деятельности, является автором четырех рационализаторских предложений по улучшению работы вагона.
Во время нашей встречи Виталий Сергеевич начал разговор о своей работе издалека:
– История путеизмерительных вагонов, между прочим, берет начало с разработок русских инженеров. Именно они в конце 80-х годов XIX века создали путеизмеритель, работавший по принципу механической записи дефектов на бумажной ленте. С тех пор много воды утекло, и в настоящее время путеизмерительный вагон с технологической точки зрения ушел далеко вперед. Хотя общее с «первенцем» у него, конечно же, есть – он контактным способом также измеряет геометрию пути, прежде всего такие основные параметры, как шаблон (ширина колеи), уровень (превышение одного рельса над другим), рихтовки (стрелы изгиба каждой рельсовой нити) и просадки (перепады высоты рельса в продольной плоскости).
По словам Виталия Сергеевича, самые современные путеизмерители снимают и другие параметры, например, габариты земляного полотна, а также способны производить видеосъемку состояния пути с помощью установленных под вагоном четырех камер со скоростью 300 кадров в секунду. Подвагонное видео позволяет определять в любое время суток с помощью специальной подсветки отсутствующие скрепления и болты, величину стыковых зазоров. Именно такой, оборудованный по последнему слову техники чудо-вагон КВЛ-П 2.1 был получен Западно-Сибирской магистралью в ноябре 2016 года.
Хребтов рассказывает о том, что КВЛ-П 2.1, помимо своих прямых «обязанностей», выполняет еще одну важную миссию – работает в русле так называемой полигонной технологии, которая была введена на дороге около года назад:
– Для этого вагона увеличивались участки проверок по сравнению с обычными, не до такой степени усовершенствованными вагонами. В то время как  КВЛ-П 2.1 в среднем за день может обработать порядка 400-500 км пути, обычный вагон обрабатывает в 2 раза меньше – 200-250 км. О преимуществах метода пока рано говорить, но одно можно сказать совершенно точно – полигонная технология приводит к значительной экономии, вплоть до снижения количества вагонов.
Виталий Сергеевич подчеркивает – обработка основных параметров в вагоне производится инженерами в режиме реального времени. Если выявляются какие-то отклонения, о них незамедлительно докладывается по рации дежурному по ближайшей станции. Остальные данные передаются в центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, в службу пути для дальнейшей обработки. Кроме инженеров, в смену входят наладчики, следящие за исправностью оборудования. Начальник вагона принимает решения в форс-мажорных ситуациях и при необходимости консультирует инженеров при наличии тех или иных спорных моментов.
– Вчера мы вернулись из Омска, после работы на участке Барабинск – Омск, – говорит Хребтов. – Сейчас готовимся к работе на участке Новосибирск – Коченево – Новосибирск, где будем проверять третий путь, послезавтра же уезжаем на Алтай.
Начальник вагона добавляет, что подобные командировки не ограничиваются Западно-Сибирской магистралью – путеизмерители ездили и в Тайшет, и в Тюмень, и в Екатеринбург, и в Улан-Удэ:
– По полигонной технологии подразумевается проверка главных путей, но в этом месяце мы также проверяем приемоотправочные пути на станциях, куда прибывают и откуда отправляются пассажирские поезда и электрички.

Автор: Алексей Григорьев