Значимость профессии Уральская магистраль

Значимость профессии

Аяз Шарипов, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Войновка

Сквозная трещина диска колёсной пары вагона могла в любой момент привести к сходу грузового поезда

Вечером 21 февраля осмотрщик-ремонтник Аяз Шарипов (на фото) работал в ночной смене. Незадолго до полуночи он вместе с коллегами: Олегом Бычиным, Александром Андроновым и Азисом Яхиным – осматривал в парке приёма станции Войновка грузовой поезд № 2102.
Дойдя до вагона, расположенного в хвостовой части состава, Аяз Асхатович увидел трещину диска колеса. Внимательно обследовав место дефекта, он обнаружил, что 300-миллиметровая трещина сквозная.
– Ситуация была самой что ни на есть серьёзной, поскольку такой дефект угрожал безопасности движения, – рассказывает он. – Ранее я уже три раза выявлял подобные дефекты. Беда могла произойти в любое время. Я сразу же связался со старшим осмотрщиком Рамилем Закировым. Он доложил об этом дежурному по станции. Через несколько минут «больной» вагон отцепили. 
По словам Рамиля Наильевича, наш герой – один из лучших работников смены № 2.
– Ответственный, добросовестный, грамотный специалист, верный и надёжный товарищ, – характеризует его старший осмотрщик. – Работаю с ним пять лет. В коллективе Аяз Шарипов пользуется авторитетом. Его уважают все: и опытные осмотрщики, и молодёжь. Он ведь ещё и хороший наставник, обучивший азам профессии многих коллег, в том числе своего нынешнего напарника Азиса Яхина. Всегда стараюсь сделать так, чтобы все новички проходили «курс молодого бойца» у Аяза Асхатовича. Потому что знаю – толк от такого обучения будет. Случай, произошедший 21 февраля, яркий пример: Шарипов не только на словах, но и на деле доказал, что значит быть настоящим осмотрщиком-ремонтником. Выявил дефект – предотвратил сход.
На Свердловскую магистраль Аяз Шарипов пришёл в середине 80-х. Первые несколько лет трудился на посту безопасности, на станции Усть-Тавда. 
– Работа осмотрщика мне сразу понравилась, – вспоминает он. – Был в ней элемент романтики. За смену обычно с коллегами обслуживали 30 составов. В основном по показаниям аппаратуры обнаружения нагрева букс ПОНАБ. В те годы на вагонах ещё использовались буксы скольжения. Они часто нагревались. Мы нередко ремонтировали их на станции. Конечно же, при осмотре поездов выявляли и другие дефекты. В общем, было интересно. К тому же с наставником повезло. Старшая коллега Гульфара Романова помогла мне освоить спе-цифику профессии. Но потом так сложилось, что я ушёл с железной дороги. А через несколько лет вернулся и стал работать в пункте технического обслуживания на станции Войновка.
За долгие годы Аязу Асхатовичу довелось быть боковиком, который осматривает колёсные пары, и пролазчиком, выявляющим неисправности автосцепных устройств, подвесного оборудования. Специализировался он и на проверке тормозного оборудования вагонов. То есть, говоря языком осмотрщиков, был автоматчиком.
При обслуживании вагонов Аяз Шарипов не использует каких-либо дополнительных приспособлений. Обычного комплекта инструментов достаточно. Особое внимание он обращает на состояние колёсной пары, поверхность катания колеса, валик подвески башмака, рычажные передачи, работу узлов автотормозного оборудования и многое другое. По информации инженера по безопасности движения поездов эксплуатационного вагонного депо Войновка Игоря Новых, с начала года на счету нашего героя 10 обнаруженных неисправностей, в том числе два трудновыявляемых дефекта. 
– Идеальной методики для выявления дефектов нет, – считает осмотрщик-ремонтник. – Тут нужны знания, опыт и намётанный глаз. Главное – не лениться и стараться заглядывать даже в труднодоступные места. Например, я всегда осматриваю диски колёс с внутренней стороны. Сложнее обслуживать платформы. А вот цистерны осматривать проще. Особенно те, у которых нет рам. Больше всего удаётся находить неисправностей в ночную смену. Удивительно, но это так. Может, потому, что в тёмное время суток я буквально не расстаюсь с фонарём.
За долгие годы работа осмотрщика-ремонтника нисколько не наскучила Аязу Асхатовичу. По его словам, наоборот, обслуживать вагоны стало интересней. Одна из причин тому – современный подвижной состав.
– Моя профессиональная судьба могла сложиться по-другому, – подчёркивает Аяз Шарипов. – Я вырос в селе и поначалу хотел работать трактористом или комбайнёром. Даже квалификацию соответствующую получил. Но тяга к железной дороге пересилила любовь к сельскому хозяйству. И я ничуть об этом не жалею. Занимаясь техническим обслуживанием грузовых составов, мы с коллегами обеспечиваем безопасность движения поездов. Так или иначе, каждый найденный дефект – чья-то спасённая жизнь или сохранённый груз. В этом и заключается значимость моей профессии.
По мнению председателя первичной профсоюзной организации эксплуатационного вагонного депо Войновка Ларисы Штанько, Аяз Шарипов один из тех людей, которых обычно  называют гордостью предприятия. 
– Какой это работник – можно судить лишь по тому, что он неоднократно награждался за производственные успехи, – отмечает Лариса Дмитриевна. – Хотя, как человек, Аяз Асхатович очень скромный. Иначе бы активно участвовал в общественной жизни нашего предприятия. Хочется, чтобы наряду с выполнением должностных обязанностей он более плотно взаимодействовал с нашей «первичкой».

Автор: Серик Мустафин