От Куанды до Волгограда и обратно Восточно-Сибирский путь

От Куанды до Волгограда и обратно

Сергей Сапрыкин, машиниста эксплуатационного локомотивного депо Новая Чара

Неисправность экипажной части локомотива стала не причиной ЧП, а первым с честью выдержанным серьёзным испытанием для 30-летнего бамовца

Дальняя станция Куанда, где в своё время сомкнулось полотно «золотого звена» БАМа, и знаменитый, легендарный город-герой Волгоград. Казалось бы, что между ними общего? Между тем выяснилось, что их объединяют самые крепкие узы – кровные, семейные.

Личное окно в Европу 
История любви уроженца Куанды машиниста эксплуатационного локомотивного депо Новая Чара (ТЧЭ-14) Сергея Сапрыкина и его дражайшей супруги Валерии была весьма романтичной, даже сказочной – в том плане, что её главные герои нежданно-негаданно обрели своё счастье и теперь живут душа в душу.
А познакомились они… в Интернете. Да-да, на сайте «Одноклассники». Сначала Валерия, в ту пору третьекурсница Волгоградского педагогического университета, отметила высшим баллом фото нашего земляка-сибиряка. Затем и Сергей, приглядевшись повнимательнее к прекрасному лику Валерии, сделал в ответ то же самое. Дальше – больше: созвонились, познакомились, Сергей поехал в отпуск на берега великой русской реки, где взял в осаду «волжскую твердыню».
– Времени для принятия решения у меня было мало, – вспоминает о тех днях Валерия. – Отпуск у Сергея подходил к концу. В случае согласия мне нужно было на третьем курсе прервать обучение в университете и смириться с тем, что дорогих моему сердцу людей придётся видеть крайне редко.
Начала она с того, что познакомила с родителями, дедушками, бабушками.
Практически со всеми Сергей нашёл общий язык.
– Да я и сама вскоре поняла, – признаётся Валерия, – что это именно тот человек, который мне нужен и без которого мне будет плохо. Даже не заметила, как симпатия переросла в любовь.   
А обратно в родную Куанду вернулся уже с любимой, единственной и неповторимой…
Сейчас у молодой четы Сапрыкиных подрастает сынишка Артём – он родился в ноябре прошлого года.
Впрочем, это была только присказка, так сказать, прелюдия к нашей суровой героической саге об одном из тех, кто дни и ночи напролёт стоит на страже безопасности движения поездов по северному ходу. О тех, чьим девизом являются бдительность, надёжность, ответственность и оперативность в решении поставленных задач. И сага это говорит о том, что дело мы имеем с человеком решительным, способном на поступки, о которых помнят люди.
«Мать честная» 1-й категории
Третьего февраля нынешнего года в 15 ч 55 мин. по московскому времени на станции Балбухта (тоже святое, памятное для бамовцев место!) машинист Сергей Сапрыкин и его помощник Владимир Мельгунов, вечерней порой осматривая экипажную часть своего толкача – локомотива 3ТЭ10МК № 3280/3282Б, обнаружили разрыв бандажа № 90336 пятой колёсной пары № 02667 на секции 
«В» (3282 Б).
Вернее, сначала неисправность обнаружил Сергей и позвал затем Владимира, дабы он тоже 
увидел-удостоверился.
– Мать честная, да он же лопнул насквозь! – воскликнул подошедший помощник, подсвечивая себе фонариком и оглядывая злополучный бандаж. – И чем мы теперь будем подталкивать грузовик?..
Последний вопрос был скорее риторическим: оба прекрасно понимали, что лопнувший бандаж – это прямая угроза безопасности движения. Далеко на таком не уедешь: развалится по дороге колёсная пара, а там и сход маячит – одним словом, 
недалеко до крушения…
В общем, благодаря бдительности машиниста, оперативно доложившего о неисправности дежурному диспетчеру, удалось избежать тяжелейших последствий.
Локомотив 3ТЭ10МК № 3280/3282Б был незамедлительно направлен для проведения непланового ремонта. В связи с этим чётный грузовой поезд № 1600 (весом более 5 тыс. тонн, 232 оси, условная длина 58 вагонов) был задержан на станции Балбухта на 2 ч 2 мин. – до подхода исправного толкача.
Данный случай учтён отказом 1-й категории, подлежащим корпоративному учёту в автоматизированной системе управления безопасностью движения по ответственности сервисного локомотивного депо СЛД Тында-Северная структурного подразделения Дальневосточного филиала ООО «ТМХ-Сервис».
Доселе Сергей Сапрыкин благодарен своим наставникам: хладнокровию, выдержке и умению сконцентрироваться в нужную минуту его научили опытные бамовские машинисты Сергей Комогорцев и Анатолий Хмеловец (к слову, последний – герой одного из наших прежних очерков «Уеду вновь, уеду в ночь…»).

Семейный совет
про зелёный свет
Февральский случай с лопнувшим бандажом на станции Балбухта стал первым серьёзным испытанием в жизни 30-летнего машиниста. И он его 
с честью выдержал.
Поначалу, после окончания Куандинской средней школы, наш герой вознамерился было стать механиком-судоводителем – поступил в Красноярское командное речное училище. Поучился там немного, но потом понял: не его это дело – рассекать штормовые волны, стоя у штурвала.
Ну а затем пришла повестка из военкомата: он был призван в армию, попал во внутренние войска (ныне – Росгвардия), отслужил два года во Владикавказе. После увольнения в запас вернулся на свою малую родину, отдохнул летом дома, а по осени, с 1 сентября, начал учёбу на курсах помощников машиниста в эксплуатационном локомотивном депо Новая Чара.
Отработал пять лет помощником машиниста на толкаче, затем был направлен в Иркутскую дортехшколу – учиться на машиниста. После семи месяцев чистой учёбы и месяца практики в родном новочарском депо ещё три месяца шла закатка-обкатка. Наконец на излёте декабря 2012 года он был утверждён в должности машиниста локомотива.
Свободное от работы время Сергей с друзьями посвящают рыбалке, предпочитая её зимний вариант. Благо неподалёку от посёлка расположены богатые рыбой озёра: Банное, Евсей, Штаны (последнее, видимо, получило своё название за некую раздвоенность). Да плюс речки Койра и Куанда – там тоже есть весьма уловистые плёсы, перекаты, ямы и омуты…
На недавнем семейном совете супруги решили: когда чуть подрастёт сынишка Артём, Валерия по окончании декретного отпуска пойдёт по железнодорожной стезе – выучится на дежурного по станции.
Так что возможно вскоре в кабине подталкивающего локомотива под управлением Сергея Сапрыкина раздастся по радиосвязи голос его любимой Валерии:
– Машинист поезда такого-то… Маршрут готов… Вам зелёный… Верно, выполняйте…
Автор: Сергей Ринчинов