Минуты славы Вперёд

Минуты славы

Сергей Алексеев Дмитрий Поздняков, локомотивная бригада

Сергей Алексеев и Дмитрий Поздняков выявили серьезную неисправность пути и предотвратили беду

Знаками «За безопасность движения» и денежными премиями начальник дороги Анатолий Володько отметил бдительность и профессиональную доблесть машиниста Сергея Алексеева и его помощника Дмитрия Позднякова, которые выявили серьёзную неисправность пути.

В эксплуатационном локомотивном депо Белгород-Курский восприняли это приятное событие, как и полагается в таких случаях, с повышенным вниманием: руководство донесло радостную весть на планёрном совещании, отозвавшись добрым словом о поступке, поздравления от коллег так и сыпались со всех сторон. Высший балл – именно такую оценку, по мнению машиниста-инструктора Игоря Помулева, заслужили его подопечные:
– Хорошая бригада, считаю, что сработала она на пятёрку с плюсом. Да это и неудивительно, машинист периодически исполняет мои обязанности во время отпусков, обучает правильным действиям других.
У каждого есть своя минута славы. Для Сергея Алексеева и Дмитрия Позднякова она выдалась общей и пришлась на 4 марта, можно сказать, из поездки они вернулись знаменитыми. Ведь в коллективе белгородских локомотивщиков до сих пор живёт добрая слава о машинисте Шкодкине, которому много лет назад удалось удачно справиться с аналогичной ситуацией.
– Мы просто выполняли свою работу, – не соглашаются с громкими словами герои дня нынешнего, – сделали всё необходимое для того, чтобы никто в итоге не пострадал.
А произошло всё действительно в считанные минуты:
– Отцепились от пригородного поезда на станции Ржава, следовали резервом в Белгород. Казалось бы, прямой участок не предвещает беды. Вдруг минут через 10 после отправления – ощутимый толчок в бок. Впервые за карьеру машиниста испытал такое. Стало ясно: что-то не так. Переглянулись с помощником и сразу за рацию, доложил по инструкции: время, километр, пикет…
«Машинист Алексеев, локомотив ТЭП70 № 277, на 623 км почувствовал «боковой толчок», – принял дежурный по станции Ржава тревожный сигнал. Эта сухая лаконичная формулировка уберегла от большой беды.
Коварство талых вешних вод не знает предела. В этом случае они преподнесли неприятный сюрприз путейцам в виде разжижения балласта на перегоне Ржава – Прохоровка, подмыв, ослабив стальную колею. Вот и сыграли рельсы как расстроенные струны под тяжестью локомотива. А если на минуточку представить, что был он не одиночным, а натужно вёл грузовой или пассажирский поезд? Сход, авария, крушение? Последствия могли бы оказаться самыми плачевными, и гадать не стоит. Словом, хорошо, что вовремя заметили и всё обошлось.
– Дальше приехали в депо, оформили поездные документы, сделали необходимую запись в книгу замечаний и со спокойной душой отправились домой отдыхать и готовиться к следующей поездке.
С чувством исполненного долга, можно добавить. Они с ним знакомы не понаслышке. Всякое бывало, подстерегали опасные неисправности вагонов и тормозов. Из любых нестандартных ситуаций, говорят, выходили благодаря полученным в процессе обучения в депо знаниям и навыкам. Постоянно на хорошем счету, неоднократно поощрялись и за экономию топлива, и за работу с книгой замечаний машиниста, и в связи с праздничными датами, однако таких высоких наград удостоены впервые.
Машинист с помощником позируют перед фотообъективом, беспристрастный взгляд которого отмечает позитивный настрой, психологическую совместимость, слаженность и сработанность. «Локомотивная бригада, устремлённая в будущее», – так и напрашивается подпись. Планы, которыми они поделились, только укрепили создавшееся впечатление. Сергей Алексеев выкроил время для нашей встречи, приехав в Белгород на выходные дни, чтобы повидаться с семьёй между экзаменами и зачётами учебной сессии. С завидной целеустремлённостью получает профилирующее образование в Воронежском филиале МИИТа, уже на четвёртом курсе. «Для развития дальнейшей карьеры, – пояснил он, – надеюсь на достигнутом не останавливаться».
К вопросу о призвании, железная дорога для него началась не со станции или полустанка, а с примера родного дяди Виктора Плёхова, который трудился машинистом в этом же депо. Мальчишкой с детства заглядывался на проходящие локомотивы, сгорая от любопытства, что же там, внутри них происходит. Настала пора взросления – пришёл к начальнику локомотивного депо Белгород Вячеславу Потапову. Его взяли сразу же. Поступил в 2005-м слесарем третьего разряда, а спустя год уже окончил курсы помощника машиниста в Белгородской техшколе. С 2009 года пересел за правое крыло локомотива. Сказать, что ему нравится работать машинистом, пожалуй, мало:
– Работа, которую выполняешь хорошо, доставляет удовольствие. Интересно провести пассажирский поезд без опозданий. Прибыть на станцию минута в минуту согласно графику, плавно тронуться или произвести плавное торможение – это приятно.
К вопросу о преемственности поколений, маленькие сыновья шести и одиннадцати лет, продолжатели фамилии Алексеевых, которых воспитывают вместе с супругой Мариной, тоже увидели тепловозы, электровозы и даже самый настоящий, окутанный клубами пара паровоз из прошлого века не по телевизору, а на папиной работе. В манящую локомотивную кабину, правда, их не допустили строгие инструкции, но это пока. Погодите, выйдет срок и, возможно, в будущем прорастут брошенные в благодатную почву зародившейся династии зёрна детской заинтересованности.
А Дмитрий Поздняков постигал азы профессии со студенческой скамьи, где ему довелось грызть гранит науки по специальности «Ремонт и эксплуатация тягового подвижного состава». Железнодорожников в семье отродясь не было, да и откуда они могли появиться в глухом курском сельском посёлке? Поэтому решающую роль для него сыграла любовь к технике. Когда озадачился вопросом «куда пойти учиться», доверился народной молве о высоком качестве образования в Курском техникуме железнодорожного транспорта. Лишь бы ходили на занятия – не про это учебное заведение, требования здесь строгие. А выбор «куда пойти работать» делал душой: «Конечно, на тепловоз, потому что у него двигатель как будто живой».
Полученный диплом стал не просто «корочкой», а путёвкой в жизнь, с ним не стыдно было обратиться в отдел кадров депо. Приняли помощником машиниста три с половиной года назад. Повезло и в том, считает он, что сразу же закрепили за грамотным наставником и настоящим профессионалом, который охотно делится своим опытом, может доступно объяснить любую техническую премудрость. Свои главные зачёты, в том числе по тормозам, он сдаёт машинисту.
Сергей Алексеев, со своей стороны, отмечает прогресс в знаниях помощника.
– Втягивается, впитывает всё и вскоре сам поедет машинистом. Надеюсь в этом году погулять у него на свадьбе, – добавляет с улыбкой.
Избранницу зовут Алина, она из Старого Оскола, студентка Белгородского государственного университета, будущий воспитатель дошколят. В семейной жизни такое образование пригодится.
В скользящем графике можно всегда выкроить время для хобби. Если посреди рабочей недели выпадает выходной, машинист Сергей Алексеев не представляет для себя лучшего отдыха, чем рыбалка. Помощник Дмитрий Поздняков полностью разделяет его увлечение, навещая родителей в посёлке Беловского района Курской области. Хотя если под руку попадётся автомобиль, неизвестно ещё, к чему она быстрей потянется – к удочкам или гаечному ключу.
И снова в путь призовёт после короткой передышки железная дорога. Колонна Игоря Помулева, состоящая из 30 машинистов и 26 помощников, занята в пригородном пассажирском, грузовом и маневровом движениях.
– Активно работаем с книгой «Работник на пути», – отмечает машинист-инструктор, – а также с книгой замечаний машиниста, которые напрямую влияют на безопасность движения. Обговариваем действия в аварийных, нестандартных ситуациях, отрабатываем навыки на тренажёрах. Во время контрольно-инструкторских и целевых поездок даём объективную оценку выполнению должностных обязанностей нашими бригадами.
А самых достойных может долго перечислять. Вот совсем недавно машинист Игорь Богомол вернулся из Воронежа с Почётной грамотой начальника дороги, а машинисту Владимиру Щёлокову был вручён знак «За безопасность движения». Чем не повод командиру для гордости?
– Конечно, лучше, чтобы таких случаев в работе не возникало, – возвращается он к событиям 4 марта, – но если произойдёт что-то подобное, локомотивная бригада должна быть готова.

Автор: Галина Мостипан