Герои нашего времени Дальневосточная магистраль

Герои нашего времени

Максим Собин Дмитрий Яценко, машинист тепловоза и помощник машиниста тепловоза

Рискуя жизнью, они вывели часть состава вместе с цистерной, из которой утекал газ, на перегон

Подвиг. Редкое слово для наших дней. Обычно мы ассоциируем смелые и рискованные поступки с войной. Но и в мирное время бывают ситуации, которые требуют от людей смелости, самообладания, большой внутренней силы, позволяющей взять ответственность за происходящее на себя. Максим Собин и Дмитрий Яценко поступили именно так. Они не только обнаружили утечку газа в цистерне состава, прибывшего ночью на станцию Хасан, но и, не растерявшись, вывели «больной» поезд на безопасное расстояние, чтобы не допустить взрыва.

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск Максим Собин и его помощник Дмитрий Яценко – обычные парни. Улыбчивые, скромные, с крепким внутренним стержнем. Поэтому геройской патетики, несмотря на то, что в ту февральскую ночь они рисковали жизнью, своему поступку не придают.
«О страхе думать было некогда, надо было действовать максимально быстро», – вот и весь ответ.
Между тем, если гипотетически представить ситуацию в худшем её развитии, взрыв газа мог принести не только человеческие жертвы и разрушения, но и обернуться международным конфликтом, ведь станция Хасан расположена на стыке трёх границ – России, Китая и Северной Кореи. 
18 февраля Дмитрий и Максим работали на манёврах в ночную смену. Всё шло по плану. Они стояли в ожидании чётного поезда, по привычке внимательно прислушиваясь к посторонним звукам. Как вдруг среди металлических звуков лязганья вагонов услышали сильное шипение. Открыв окно, почувствовали, как запах газа ударил в нос и неприятно резанул глаза. С этого момента счёт пошёл на минуты.
– Я сразу понял, что произошло. Два года назад на станции Гвоздево уже была подобная ситуация – повреждённую цистерну с газом выводили под прикрытием пожарного поезда на безопасное расстояние, – начал рассказывать машинист Максим Собин. – Мы же находились всего в нескольких метрах от повреждённой бочки. Любая искра от работающего тепловоза могла спровоцировать мощный взрыв. Поэтому действовать надо было максимально быстро.
О чрезвычайном происшествии бригада по рации доложила дежурной по станции Констанции Зеленской. Первоначально планировалось часть состава оттянуть в тупик, но он был занят.
– У меня в голове созрел план, который, собственно, и был принят. Мы заехали в хвост к прибывшему поезду, отцепили головной локомотив и как могли быстро и осторожно потащили часть состава на перегон, – продолжает Максим. – Утечка газа была большая, он быстро заполнял станцию, плотно концентрируясь в воздухе, и любое промедление могло обернуться тяжёлыми последствиями. 
Бригада выжала из своего локомотива всё, что было возможно на тот момент: тепловоз не предназначен для таких весовых норм. Но он справился, благополучно выведя поезд со станции. А уже на перегоне железнодорожники смогли устранить неисправность клапана цистерны, через который и вытекал сжиженный газ. На всю операцию ушло полчаса. 
– Неужели не боялись? – спрашиваю у парней.
– Мы выполняли свою работу, действуя по инструкции. К тому же повезло, что всё происходило зимой, когда холодно и газ не такой летучий и взрывоопасный. Тем не менее рвануть могло. В составе поезда, который планировалось отправлять на Туманган (КНДР), были три платформы, на каждой по две бочки с газом. Этого бы хватило... – говорят они. – И только потом, когда всё закончилось, пришло осознание, что последствия могли быть более чем серьёзными. Но по-другому мы не могли. И в данной ситуации очень важно было сработать в команде. Мы с коллегами-смежниками это сделали хорошо. Не растерялась и дежурная по станции Констанция Зеленская – а ведь она только в прошлом году окончила Уссурийский железнодорожный техникум и пришла на Хасан. 
По словам машиниста-инструктора оборотного депо Гвоздево Павла Вечирко, к которому приписана локомотивная бригада, ребята действовали грамотно. 
– Я доволен ими. Они сделали всё возможное, взяли ответственность на себя, – отмечает он. – Это второй подобный случай на нашем узле. Тогда я сам принимал участие в ликвидации его последствий. И конечно же, ЧП мы разбирали на технических занятиях. Это, думаю, и сыграло свою роль. 
В оборотном депо Гвоздево, обслужи¬вающем хасанское направление, базиру¬ется одна колонна, состоящая из 29 машинистов и 32 помощников машиниста. 
– Мы выполняем маневровую работу на станциях Гвоздево, Посьет, Хасан. Два толкача-тепловоза помогают составам пройти через Сухановский перевал на участке между станциями Сухановка и Рязановка. Плюс наши бригады работают на заграничных направлениях – Хуньчунь (КНР) и Туманган (КНДР), – продолжает Павел Вечирко. 
Сегодня на оборотное депо Гвоздево ложится ещё одна стратегическая 
задача.
Прошлой осенью на капитальный ремонт закрыли ПТОЛ на станции Уссурийск. Действовавший пункт уже не отвечал современным требованиям по проведению работ в объёме ТО-2 для электровозов и тепловозов. К тому же изначально он был предназначен для технического обслуживания двухсекционных локомотивов. Поэтому на время строительных работ в Уссурийске большая нагрузка по выполнению ТО-2 легла на пункты экипировки локомотивов, расположенные на станциях Сибирцево и Гвоздево.
– Мы увеличили канавы для проведения цикла работ ТО-2, чтобы была возможность ставить трёхсекционные машины, – рассказал начальник оборотного депо Гвоздево Николай Павлов. – Работы, конечно, хватает. В последнее время увеличиваются и объё¬мы, идущие в направлении Китая и КНДР: мы осуществляем в среднем по три-четыре передачи на Хуньчунь ежедневно и по две-три – на Туманган. И, конечно, многое в нашем деле зависит от коллектива, от его настроя и профессионализма. И хоть я в должности недавно, в людях своих уверен. Максим Собин и Дмитрий Яценко, например, являются универсалами. Они задействованы и на манёврах, и на вывозной работе. 
По словам Максима, ему помогают семейные корни. Он продолжает железнодорожную династию уже в третьем поколении. 
– Ещё мне очень повезло с помощником – Дмитрий 15 лет в профессии. А как показывает практика, без взаимопонимания и взаимовыручки в нашей работе не обойтись, – считает он. 

Автор: Наталья Кузьмина