Щит и меч стальной магистрали Железнодорожник Поволжья

Щит и меч стальной магистрали

Андрей Лукьянов, электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки станции имени Максима Горького

Андрей Лукьянов трижды ловил преступников, наносивших вред железнодорожной инфраструктуре

Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки станции имени Максима Горького Андрей Лукьянов поймал преступника с поличным, когда тот демонтировал электропривод. Нанесённый злоумышленником вред напрямую угрожал безопасности движения поездов, поэтому железнодорожник незамедлительно приступил к устранению последствий вандализма и в течение получаса восстановил работоспособность ценного оборудования.

Злополучное утро
Очередное дежурство Андрея Лукьянова на станции Гумрак подходило к своему завершению. Стрелки на часах показывали начало шестого утра. Рассвет был серым и пасмурным. Вдруг раздался звонок. На другом конце провода говорил озадаченный дежурный по станции.
– Стрелочная секция показала ложную занятость, – сообщил он.
Андрей Николаевич в срочном порядке поднялся на третий этаж в кабинет дежурного. Действительно, на пульте табло загорелась индикация занятости. 
– Тогда я взял инструмент и побежал к месту аварии, –
вспоминает герой очерка.
От середины горловины станции, где произошёл отказ, электромеханика отделяли двести метров. 
– Вижу, что на пути сидит какой-то человек и разбивает наше устройство! Он уже вскрыл путевую коробку, вырвал провода и начал разрушать замок крышки стрелочного электропривода, – рассказывает железнодорожник. – Я сразу дал знать о происшествии дежурному по станции, который в срочном порядке вызвал ведомственную охрану.
Однако Андрей Николаевич не стал дожидаться подмоги. Он не раздумывая схватил за руку преступника, который не заметил приближавшегося к нему железнодорожника. Мужчина резко дёрнулся и бросился бежать, да так резво, что оставил на месте преступления свои резиновые тапочки. Впрочем, от стрелков охраны беглецу уйти не удалось. Андрей Лукьянов опознал нарушителя, но тот и сам во всём сознался сотрудникам транспортной полиции и руководителям дистанции. 
Тем временем электромеханик спешил восстановить работоспособность участка станции, собирая по частям искорёженное устройство. 
– Как же Вы решились задержать преступника? – интересуюсь у героя.
– А разве можно было поступить иначе? – отвечает собеседник. – Это как если бы мужчина избивал женщину у меня на глазах. Реакция одна – надо защитить! Я проработал на железной дороге 31 год, за это время для меня каждый механизм стал родным. А тут прямо на моих глазах раскурочили устройство... Да я просто не мог действовать по-другому!
Кстати, этот случай встречи с преступником – не первый на памяти Лукьянова. 
– В день выборов президента России, 14 марта
2004 года, милиция охраняла избирательные пункты, один из которых располагался на вокзале станции Мариновка. Отдохнуть сотрудникам правоохранительных органов предложили в комнате механика, – вспоминает Андрей Николаевич. – В тот день дежурный по станции также заметил, что загорелся бесстрелочный участок рельсовой цепи. На место неисправности я прибежал с сотрудниками милиции. Мы увидели, что на этом участке вырублены топором бутлежные перемычки (тросы, идущие от путевой стойки к рельсам). Снег только начал таять, поэтому по следам милиционеры быстро нашли преступника в посёлке Приканальный. Я же принялся за восстановление повреждённого оборудования.
Напомню, что при неисправности устройств СЦБ дежурный по станции может неправильно приготовить маршрут и отдать неверный приказ машинисту. Последствия таких ошибок могут быть самыми тяжёлыми для безопасного пропуска поездов.
А ещё раньше, в 1994 году, всё на той же станции Мариновка Андрей Лукьянов задержал группу подростков
16-17 лет. Ребята возвращались с дискотеки из соседнего посёлка, а чтобы как-то развлечься в пути, били линзы светофоров. За этим занятием их и застал электромеханик.
Приходилось нашему герою и в быту проявлять свой характер защитника. Так, однажды в дом Лукьяновых повадились незваные гости из цыганского табора, стали угрожать супруге Андрея Николаевича. Слова на обидчиков не подействовали. Только после настоящего мужского «разговора» злоумышленники забыли дорогу, ведущую в соседский дом. 

Призвание
С детства Андрей Лукьянов любил собирать схемы усилителей, приёмников, светомузыки. Поэтому выбор профессии для него уже тогда был очевиден. Он знал, что это не просто специальность, а призвание. В семнадцать лет по совету знакомого железнодорожника устроился работать в КИП в узбекском городе Навои. А как только Андрей стал совершеннолетним, его перевели электромехаником на станцию. Отслужив в рядах Советской армии, парень вернулся на стальную магистраль. В 1994 году пере-ехал в Волгоград. Здесь во время Великой Отечественной войны на подступах к Сталинграду в боях погибли пять родных дядей Лукьянова. Места их захоронения Андрей Николаевич ищет до сих пор.
В городе-герое железнодорожник трудоустроился в дистанцию СЦБ имени Максима Горького. Год работал на резервном посту сортировочной станции, затем ещё два года – на участке Ляпичево – Донская – Мариновка. Был он и механиком по замене приборов в КИПе, а также кабельщиком в цехе по новым работам. Сегодня на станции Гумрак Лукьянов отвечает за работоспособность устройств СЦБ. 
С образом жизни под названием «железная дорога» семья героя нашего очерка знакома не понаслышке. Дедушка жены Иван Горбунов работал электромонтёром, тёща Валентина Ивановна – в КИПе. Мама Андрея Николаевича Луиза Ивановна была оператором сортировочной полугорки станции Объединённая. По её стопам пошла дочь Светлана. А брат Андрея Валерий выбрал путейскую стезю. Кстати, сын Сергей работает на стальной магистрали: он – машинист.
– Железная дорога – моя жизнь, – признаётся собеседник. – Было много путей, но я выбрал именно этот. Я про любой контакт могу всё в подробностях рассказать...
Углубляться в профессию эсцебиста я не стала. Мне вполне хватило профессиональной радости от знакомства с этим неравнодушным человеком, который, когда надо наказать зло, просто не может поступить по-другому.

Автор: Любовь Каретникова