Дежурный по парку – профессия круглосуточная Московский железнодорожник

Дежурный по парку – профессия круглосуточная

Татьяна Белёнова, Дежурная по парку станции Москва-пассажирская Ярославская

Награду Татьяне Петровне вручил начальник Московской магистрали Владимир Молдавер.

Татьяна Белёнова уже 38 лет неутомимо несёт свою ответственную службу на внеклассной станции. Она – потомственная железнодорожница родом из Воскресенского района Подмосковья, и отец, и мать, и брат трудились на Московской дороге. Татьяна пришла на Москву-пассажирскую Ярославскую в 1978-м, уже имея за плечами четырёхлетний опыт работы на оборонном приборостроительном предприятии. Лучшие качества характера Татьяны – добросовестность, цепкий ум, память, педантичность, внимание к деталям, обязательность, пунктуальность и великое трудолюбие – оказались весьма кстати на железной дороге. Татьяна Петровна была зачислена сначала оператором при дежурном по парку, а вскоре переведена на должность дежурного. Служебный домик дежурного по парку и тогда, и сейчас находится в самом конце пятой платформы Ярославского вокзала, поблизости от кабины головного вагона отправляющегося электропоезда.
Ей было доверено важное и ответственное дело, требующее особой бдительности, – выдавать машинистам пригородных электропоездов бланки предупреждений, где и с какой скоростью ехать. От путейцев, энергетиков, эсцебистов приходили телеграммы о ремонтных работах, Белёновой следовало их внимательно изучить, проверить, чтобы все ограничения попали в бланк предупреждения, чтобы ничего не было упущено. От этого зависит безопасность движения поездов, жизнь и здоровье локомотивных бригад и пассажиров. До сих пор Татьяна Петровна помнит телеграммы с бело-жёлтой полосой, с которых в первые годы её работы от руки заполняли бланки предупреждений, вписывали дополнения и выдавали машинистам. После возвращения из рейса эти бланки машинисты сдают расшифровщику скоростемерной ленты, и тот уже определяет, все ли предписания соблюдены, не допущено ли нарушений.
– В случаях, когда заменён путь и шла его обкатка или было опасное место, – предупреждения ограничивали скорость до 25 км/ч, – рассказывает тонкости Татьяна Белёнова. – Когда случалось ослабление скреплений – 40 км/ч, а при реконструкции пути, строительных работах или разжижении балласта предел скорости был уже 60 км/ч.
Вручая бланк машинисту, отправлявшемуся в рейс, дежурный по парку должен проверить его документы, в том числе присутствие в списках, маршрутный лист, отметку комиссии предрейсового медосмотра. Со временем всех «обкатанных» машинистов Белёнова стала узнавать в лицо, однако всегда бдительно и тщательно просматривала бумаги. Может быть, именно потому в зоне её ответственности за 38 лет работы не было ни одного чрезвычайного происшествия. Машинисты тоже прониклись к Татьяне Петровне доверием и симпатией. Напутствуя перед сменой (а это как правило четыре маршрута), она умела для каждого из тысяч своих подопечных-вперёдсмотрящих подобрать добрые слова.
Помимо выдачи предупреждений, дежурный по парку составляет наряды для смены маневровых диспетчеров и составителей поездов – что прицеплять, что отцеплять. Приходится дежурному по парку проверять документы у проводников почтово-багажных поездов, предъявлять отдельные вагоны к осмотру специалистам вагонного хозяйства. Работа не только с бумагами: может понадобиться проверить закрепление тормозных башмаков, для чего у Белёновой всегда под рукой яркий жилет, специальные брюки и обувь, в которых при необходимости можно выходить на пути. Такое случается и ночью, и в дождь, и в пургу. Бывает, надо срочно бежать к поезду, вписывать в бланк что-то экстренное, непредвиденное. Дежурный по парку – профессия круглосуточная, смена по 12 часов. Потом эстафету принимает напарница – служебный домик на пятой платформе никогда не пустует.
Шли годы, отмеченные точным и безошибочным трудом Татьяны Белёновой. Наступила эра телетайпов, а затем и компьютеров. Сегодня вся работа дежурного по парку выполняется с применением новейших информационных технологий. Однако человеческий фактор как был, так и остался ключевым.
Время от времени возникали разговоры о том, что вручение бланков предупреждений машинистам – это анахронизм, давно пора передавать предупреждения об ограничении скорости по радиосвязи. Белёнова относится к этому с иронией, безлюдные технологии она считает уязвимыми.
– А если вдруг хакерская атака, – вопрошает Татьяна Петровна, – компьютеры выйдут из строя, и что тогда? Недавно кабель сломался, всю ночь сидели без света. А мы были готовы и к такому повороту событий – работали при фонариках, переносках. Люди ведь надёжнее техники. Задержек графика движения поездов по нашей вине не случалось.
За успехи в труде Татьяна Белёнова была награждена грамотой министра транспорта РФ, а 7 марта 2017 года начальник МЖД Владимир Молдавер вручил ей знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».
– Это была такая приятная неожиданность, что даже трудно передать словами, какую радость я испытала от столь высокой оценки моей работы! – восклицает Татьяна Петровна. – Но больше всех восторгался мой муж Сергей, токарь ПМС-103. Гордится мною, всем теперь рассказывает, чего я достигла.
Татьяна и Сергей Белёновы в счастливом браке уже 36 лет, вырастили двоих детей – сына Александра и дочь Екатерину. Подрастают внуки шестилетний Артём и двухлетняя Полина.
Чего хочется? Наверстать упущенное, поехать в отпуск на море. Прежде редко удавалось – то дети, то работа не отпускали. Такая она, Татьяна Белёнова, добрый, сердечный человек с крепким чувством долга.

Автор: Игорь Ленский