В профессии присмотрелся с детства Транссиб

В профессии присмотрелся с детства

Владимир Дуплищев, слесарь сервисного локомотивного депо Карасук

Путеец из Карасука признан лучшим по профессии на железной дороге.

Владимир Дуплищев из Карасукской дистанции пути был признан лучшим по профессии на железной дороге.

Сегодня Владимир Дуплищев с улыбкой вспоминает, как со школьными товарищами в ближайшем лесочке соорудили себе шалаш: вся станция Савкино, где он родился и провел детство и юность, как на ладони. Из своего шалаша парнишки «контролировали» пути, считая вагоны пролетающих поездов. А чуть осмелев, бегали на станцию, где можно было у проводников вагона-ресторана во время стоянки купить дефицитные для села жвачки с наклейками. И признается Владимир Николаевич, что тогда и не мечтал о железной дороге.
Повзрослели парни и про свой шалаш забыли. Их четверка распалась: кто – в армию, кто – в вуз. Владимир примерил солдатскую форму, отслужил в разведроте, побывал в «горячей точке» и, демобилизовавшись, вернулся в родное село. Вскоре женился и вместе с молодой женой переехал в Карасук. Очень мечтал Владимир Дуплищев продолжить военную карьеру, не раз пытался, как говорит, пойти в пограничники. Но не судьба.
Зато стал отличным дефектоскопистом. Это ведь тоже своего рода граница – Сергей Николаевич стоит на страже безопасности движения поездов. К примеру, карасукские дефектоскописты под руководством мастера цеха дефектоскопии Дуплищева за 4 месяца текущего года выявили 72 остродефектных рельса, обнаружили 144 дефектных повреждений рельсов.
– Мне было интересно работать оператором дефектоскопной тележки. Я из каждой поездки привозил детям гостинцы от зайчика, а весной – подснежники, – рассказывает Владимир Дуплищев и вспоминает, как проходили километры по путям с дефектоскопом: то в минус 30 градусов, то под палящим солнцем, то под осенним промозглым дождем.
– А к капризам природы привыкаешь, – продолжает он. – И ответственность всегда на 100%, мы отвечаем за безопасное движение поездов. Пропустишь дефект, какую-то трещинку в пути, кто знает, чем обернется она? Как-то выехали на вторичный контроль участка, и не пришлось даже включать дефектоскоп, как увидели трещину в рельсе. Тут же сообщили дорожному мастеру, и на этом участке скорость поездов сразу снизили до 25 км/ч. Судите сами, насколько это серьезно.
480 км пути находится под контролем небольшого коллектива, которым руководит Владимир Дуплищев, и обходят дефектоскописты их каждые 6-10 дней. В месяц на каждого оператора приходится до 140 км, а дневная норма – 7-8 км.
Своему коллективу Владимир Николаевич доверяет, работают вместе не первый год, все подобрались ответственные и добросовестные. Особенно мастер отмечает Алексея Козлова и Анатолия Бутова, которые работают на ультразвуковом дефектоскопе «РДМ-23», – они выявляют больше всех повреждений. Но, как главный по цеху, Дуплищев не уйдет домой, пока последняя дефектоскопная тележка не отработает свой участок:
– Хоть и проходят ребята ежедневный инструктаж, технику безопасности знают назубок, все равно переживаю за каждую бригаду.
И вспоминается Владимиру Николаевичу случай, как машинист электрички «прозевал» и проехал отмеченный участок, на котором надо было высадить бригаду операторов дефектоскопной тележки и сигналистов. 
– Нам пришлось возвращаться километров семь назад пешком. А потом столько же прошли с работающей тележкой, – с улыбкой говорит мастер. – Мы, конечно, огорчились, поругали машиниста, а потом посмеялись и – за работу. Сейчас зато есть, что вспомнить.
В арсенале операторов цеха – современное оборудование. Как говорит Владимир Дуплищев, аппараты «глазастые и чувствительные», могут обнаружить трещины от 1 до 10 мм, а дефектоскопы прошлого десятилетия «видели» только от 10 мм. По мнению мастера, за эти годы сильно изменилась и станция:
– Красота, порядок на всей территории. Когда я пришел на железную дорогу, было скромнее. Сегодня у нас хорошие бытовые условия. Пути модернизируются: деревянные шпалы скоро уйдут в историю, практически везде – железобетон.
...Из той мальчишечьей четверки на железную дорогу пришли двое – Владимир Дуплищев и Александр Конопля. Как-то встретились в электричке. Оба – в форме железнодорожников: один работает в дистанции пути, другой – в дистанции сигнализации, централизации и блокировки. И нахлынули воспоминания: пролетающие поезда, шалаш из веток, проводники и жвачки… Не зря наблюдали за поездами, словно присматривались к будущей профессии.

Автор: Ольга Левина