Куда глаза глядят Железнодорожник Поволжья

Куда глаза глядят

Виталий Нелюбин, машинист эксплуатационного депо Максим Горький

Виталий Нелюбин помог пятилетнему ребёнку и престарелой женщине найти дорогу домой

Когда пропадают взрослые – это страшно, когда теряются дети – страшно вдвойне... И как хорошо, что есть люди, которые готовы прийти на помощь оказавшемуся в беде человеку. Машинист Виталий Нелюбин как раз из их числа.

Утро того дня начиналось как обычно. За рассветной прохладой неумолимо надвигалась жара. На тупиковой станции Урюпино машинист Нелюбин на вверенном ему тепловозе расставлял вагоны. Вдруг, выполняя маневровые работы, Виталий Михайлович из окна кабины локомотива увидел мальчика лет пяти, стоящего на путях неподалёку от тепловоза. На обратном ходу – та же картина... В это время как раз начинался обеденный перерыв, и Нелюбин остановил машину.

– Ты что тут делаешь? На станции нельзя ходить детям одним, без взрослых, – подошёл он к пареньку.

Малец продолжал стоять, не говоря ни слова...

– Он был хорошо одет, опрятный, аккуратно причёсан. На тепловоз смотрел каким-то отрешённым взглядом, – вспоминает наш герой. – Я начал задавать ему вопросы, чтобы как-то разговорить и узнать, откуда он и как попал на станцию.

«Где твоя мама? Где живёшь? Прокатиться хочешь?» – подступал к ребёнку Виталий Михайлович. Но ответом по-прежнему было молчание.

– Чай пить будешь? – нашёлся машинист.

Сработало! Малыш согласно кивнул.

– А разговаривать ты умеешь?

– Могу, – наконец-то смилостивился маленький молчун.

Дальше – лучше. Горячий напиток растопил последнее недоверие, и мальчик назвал своё имя – Антон. А на вопрос насчёт места жительства махнул рукой в сторону железнодорожного дома. Допив чай, немногословный собеседник Нелюбина, как показалось Виталию Михайловичу, повеселел, «глазки засветились». 

– Ну что, пошли домой?

Ребёнок не возражал.

– А дорогу знаешь? 

– Знаю, – продолжал удивлять Антон.

Мальчик повёл машиниста за пятиэтажку, туда, где начинаются частные дома. На своём едва понятном «птичьем» языке малыш объяснял, что видел кран, показывал ручкой, откуда он пришёл. Так добрались они до гаражного кооператива. Увидев водителя на большой грузовой машине, Антошка неожиданно обрадовался.

– Твой папка? – в свою очередь обнадёжился Нелюбин.

– Не. Дядька.

– Родной?

– Не...

Оказалось, что тот водитель просто посадил мальчишку к себе в кабину, дал покрутить руль и угостил печеньем. После этого ребёнок отправился гулять дальше – в никому не известном направлении...

Тем временем Виталий Михайлович и его спутник вышли на автобусную остановку и пересекли дорогу. По словам мальчика, раньше он перебежал её вслед за большой собакой. Дальше попутчики оказались на улице Репина, где ребёнок указал на ближайший дом. В этот момент из него вышел пожилой мужчина, который тут же признал своего внука. Однако назвал он мальчика другим именем, и Виталий Михайлович засомневался. Но тут же увидел полицейскую машину: оказывается, правоохранители уже приступили к поискам пропавшего ребёнка. 

– Обычная история: отец на работе, мать отлучилась по делам, а парня оставили деду, – рассказывает Виталий Михайлович. – Мальчишка побрёл гулять куда глаза глядят: сначала со двора, потом за собакой, затем увидел кран. В общем, так и добрался до железной дороги. Дети часто оказываются у нас на станции, но в большинстве случаев их сопровождают взрослые. Этот мальчик привлёк моё внимание своей отрешённостью и полным одиночеством. Вот и не смог проехать мимо. 

Сам Виталий Михайлович с супругой воспитали двоих сыновей, а теперь не нарадуются на двух внучек, младшей из которых чуть меньше лет, чем нашему потеряшке, – четыре годика. Вместе с родителями девочки приезжают к бабушке и дедушке каждое лето. Старший Нелюбин со своих внучек глаз не спускает. Если гулять – то только со взрослыми. И конечно же, дедушка давно объяснил девчонкам, как вести себя, если всё-таки по случайности кто-то из них окажется в незнакомом месте. 

Чья же вина в том, что дети теряются? Виталий Михайлович, мудрый человек, отвечает, что обобщать здесь нельзя, каждый конкретный случай индивидуален. 

– Вот, к примеру, у моего коллеги Николая сын убегал из дома больше десятка раз. Остановить крепкого подростка у отца порой не хватало физических сил. И что вы думаете? Мой товарищ пошёл учиться карате! Я его спрашиваю: «Коль, перед пенсией тяжело, наверное?». «А как быть? – говорит. – Надо же с парнем справляться. Он же свой!»

Была в жизни Виталия Михайловича и другая ситуация, когда он также не остался в стороне при виде чужой беды.

– Сентябрь 2011 года. Мы отмечали свадьбу сына на турбазе в Волго-Ахтубинской пойме, под Волжским, – вспоминает машинист. – В тот день было много организационных моментов: что-то привезти, отвезти... По дороге на турбазу заметил бабушку лет восьмидесяти, бредущую по обочине. А до ближайшего населённого пункта – не близко... Впрочем, в суматохе я сначала не придал значения этому эпизоду. Обратно еду, а бабуля на том же месте почти, но бредёт уже в обратном направлении! Странно... Я остановился, спрашиваю: «Куда идёшь, бабушка?». А она в ответ: «Не знаю. Мне домой надо». 

В общем, посадил Нелюбин путешественницу в машину, и поехали они её дом искать. Сначала на турбазу вернулись: вдруг на проходной узнают старушку? Нет, не признали... Тогда добрались до ближайшей деревни. Попытали счастья в местном магазинчике – и снова безрезультатно: похоже, бабушка была нездешней. Что делать? Стали ходить по улице, расспрашивать каждого встречного. 

– И повезло: кто-то из местных узнал бабулю и подсказал, из какой она деревни. Нужно было ехать ещё километров семь, и совсем в другую строну, мне не по пути... Но не оставишь же старушку на произвол судьбы! В том посёлке буквально сразу, через пять дворов, бабушка нашла свой дом, а там уже и дочка спохватилась искать пропавшую маму...

Родился Виталий Нелюбин в Свердловской области. Из пятерых детей в семье он – предпоследний. Окончил восемь классов и сразу пошёл осваивать работу помощника машиниста. Нужно было помогать семье, а в училище бесплатно кормили и одевали – тогда это служило большим подспорьем. После учёбы молодого человека распределили в Тобольск, где он начал свой трудовой путь и встретил будущую жену. Она работала в железнодорожной столовой, куда попала после окончания волгоградского кулинарного техникума. 

Через три года, в 1979-м, Виталий Михайлович стал машинистом. За долгие годы работы он многое повидал, сталкивался с разными случаями в пути. О своём труде говорит просто:

– Дай Бог каждому такую работу, на которую идёшь с удовольствием, а домой возвращаешься – с радостью.
Автор: Любовь Каретникова