Поезд доехал без аварийной остановки
Игорь Ятель, Дежурный по станцииНовонежино – станция небольшая, но она играет важную роль в доставке грузов к портам Находкинского узла, на которые приходится больше трети выгрузки Дальневосточной дороги. Здесь происходит прицепка локомотивов-толкачей к чётным грузовым поездам, следующим в восточном направлении, а дальше путь пролегает через три крутых перевала.
В одну из очередных ночных смен Игорь Ятель встречал состав с гружёными цистернами. Сначала при приближении 15-го с головы поезда вагона услышал нехарактерный скрип. Затем обратил внимание на ходовую часть, увидел сверкнувшую в огне прожектора рабочую поверхность штока тормозного цилиндра. Торчавший шток указывал на то, что автотормоза не отпущены.
Дежурный по станции сразу связался по рации с локомотивной бригадой.
– Как шёл поезд, тяжело? – спросил он машиниста.
– Да, – последовал ответ.
– Судя по всему, у вас 15-й вагон держит тормоза, проверьте.
В этот момент с другого пути станции выходил электровоз-толкач. Он на время закрыл обзор, но Игорь Ятель услышал повторившийся тревожный звук. Неисправность с тормозной рычажной передачей оказалась ещё у одной цистерны.
На перегоне неисправность вагонов могла привести к срабатыванию комплекса технических средств мониторинга, напольные устройства которого размещены вдоль пути. Тогда поезд пришлось бы остановить и вызывать вагонников для осмотра. А остановка состава на главном ходу неизбежно привела бы к сбою графика интенсивного движения. Но этого не произошло благодаря внимательности дежурного по станции.
– Помощник машиниста «отдоил» тормоза (отпустил их вручную клапаном воздухораспределителя. – Ред.), и неисправность была устранена на станции. Локомотивная бригада продолжила маршрут, – говорит Игорь Ятель.
Подобные проблемы, в общем-то, не редкость, добавляет он.
– К примеру, поезд вышел со Смоляниново и через 15 минут должен быть здесь. Если его нет, связываюсь с локомотивной бригадой: почему не соблюдаете время хода? Если машинист говорит, что не может разогнать поезд, значит, состав идёт на тормозах, – поясняет железнодорожник.
Вовремя обнаружить проблему и предотвратить негативные последствия дежурному по станции помог опыт, который во многом позволяет различать всевозможные нюансы.
На железную дорогу Игорь пришёл после армии в 2001 году. Устроился сначала в эксплуатационное локомотивное депо Смоляниново помощником машиниста, где отработал семь лет, затем перешёл в хозяйство движения.
– Помощником машиниста нравилось работать, хотел стать машинистом, но не сложилось. Подавал заявление – оно куда-то пропало. Потом набор в машинисты временно прекратился, – рассказывает дежурный по станции.
Игорь окончил Университет путей сообщения, стал движенцем. Работал сначала на станции Шкотово, потом на Новонежино, которое знает с детства: здесь жила его бабушка.
Работы всегда хватает, а значит, есть уверенность в завтрашнем дне. В последние годы грузопоток в адрес Находкинского узла только растёт, как и вес поездов. Когда Игорь пришёл на железную дорогу, весовая норма была 4,5 тыс. тонн, сейчас – 6,3 тыс.
Прохождение поездов на перевальных участках сегодня обеспечивают шесть-семь толкачей. Хотя на Новонежино нет погрузки-выгрузки, дежурным по станции нужно крутиться, потому что она должна работать как часы: чётный пришёл, толкач прицепился, поехал дальше. Вся маневровая работа завязана на этом. Плюс надо пропускать нечётные, преимущественно порожние составы, которые следуют на проход станции.
– Я обычно подсказываю поездному диспетчеру, какую бригаду разменять, какой локомотив пора отправить на ТО-2. Помогаю ему, предлагаю лучший вариант, поскольку знаю работу станции. И сам вижу, какие из бригад толкачей как работают, а кто, к примеру, филонит – меня не обманешь, – говорит Игорь Ятель.
Автор: Павел Усов