Поездам открыли путь ГУДОК

Поездам открыли путь

Александр Мальц, Электромеханик Казанской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)



Поздно вечером на станции Восстание Горьковской дороги погасли все светофоры, перестали работать стрелки и пульт дежурного. Поезда – несколько грузовых и две электрички – тут же встали. Станция Восстание расположена в северной части столицы Татарстана, рядом с вокзалом Казань-2. Через неё идёт поток транзитных поездов, скорых и грузовых.

Причин отказа техники могло быть несколько. Когда, разбираясь в ситуации, диспетчер и работники станции исключили одну за другой, стало ясно: повреждены кабели СЦБ.

На кабелях в Казанской дистанции СЦБ специализируются двое электромехаников. Их обычная работа – ремонтировать такие кабельные линии, сопровождать путейские «окна». С годами под действием окружающей среды изоляция подземных кабелей изнашивается, и электромеханики, не дожидаясь сбоев, заменяют отрезки, которые приходят в предотказное состояние. А во время «окон» любое неосторожное движение путевой техники может повредить отключённые на время кабели СЦБ. Случается, и сами электромеханики специально перерезают их, чтобы пропустить машины, потом, конечно, сразу восстанавливают. Но это в рабочее время. Если отказ произошёл в выходные или среди ночи, специалистов могут поднять и отправить на любой перегон. Их участок обслуживания – вся дистанция, линии длиной 400 км в трёх регионах.
«Я уже поужинал, смотрел телевизор и собирался спать, чтобы завтра идти на работу. И тут звонок от диспетчера: за тобой выехала дежурная машина, – рассказывает Александр Мальц. – Спустился к своей машине: у меня там на всякий случай лежат куски кабелей и приборы – трассоискатель и рефлектометр. Когда идёшь над подземным кабелем, они показывают, где находится обрыв или занижена изоляция.

Место обрыва удалось найти быстро, причину тоже: злоумышленники отпилили ножовкой пучок – восемь кабелей длиной почти 100 метров – в расчёте поживиться медными проводами. Пытались вытащить кабель из жёлоба, но что-то их спугнуло. (В ту же ночь охрана задержала неудачливых охотников за кабелями.)

Мальц нашёл место, где висели обрезанные концы проводов. Происшедшее удивило: такое в Татарстане сегодня случается нечасто, это в 1990-е охота за цветметом процветала.

Чтобы всё снова заработало, нужно было восстановить соединение. Но сделать это было не так-то просто. Самих кабелей восемь, но в каждом – несколько проводов. В одном, к примеру, 38. Дело осложняла ночная тьма – на часах было 23.00, к тому же небольшой дождик перешёл в ливень. Подъехал второй специалист по кабелям – молодой электромеханик Ленар Ахмадуллин. К месту происшествия подтягивались руководители разного ранга, в том числе заместитель начальника дороги.

Иной раз в таких ситуациях присутствие начальства только нервирует специалистов, но здесь руководители понимали: всё в руках опытнейшего работника Александра Мальца. И вместо ценных указаний начальники помогали делом. Заместитель начальника дистанции Дмитрий Ильин разделывал концы кабелей, готовил его жилы для сращивания. Заместитель начальника ГЖД по Казанскому территориальному управлению Александр Черемнов обеспечил освещением и палаткой, которую установили над местом обрыва. Управились за два часа.

Как рассказал потом начальник пассажирского отдела пригородной компании «Содружество» Николай Еремцов, в остановившихся электричках всё это время сидели пассажиры. «Машинисты им объяснили, что случилось, спросили: может, нужно выпустить их из вагонов, искать способы доставить домой? Но люди ответили, что уверены: даже в такую погоду аварию быстро устранят. Они остались ждать в вагонах. А потом поезда пошли», – говорит Еремцов.

Домой в ту ночь дежурная машина привезла Александра Мальца в два часа ночи.
«Мне разрешили отдохнуть подольше. А ближе к обеду я снова приехал на станцию Восстание. Мы же ночью сделали «времянку» – чтобы движение запустить. Надо было основательно срастить провода, проверить изоляцию. Это мы делали уже без остановки движения: нет поездов по какому-то пути – мы просим выключить группу стрелок и светофоров и занимаемся нашей работой. К вечеру всё было готово», – вспоминает Александр Мальц.

Опыта ему не занимать. Электромехаником по кабелям он стал в 1993 году, окончив техникум связи и отслужив три года на Балтийском флоте. Потом учился в профильном вузе. Но только 24 годами трудового стажа его мастерство не объяснить. Когда Александр устраивался на работу, ему предложили выйти на линию уже на следующий день: все знали его отца Бориса Мальца. В соседней дистанции он занимался кабелями СЦБ, и лучше специалиста не было. Не мог сын такого человека не знать всех тонкостей этой редкой для железной дороги профессии.

Горьковская дирекция инфраструктуры представила электромехаников Александра Мальца и Ленара Ахмадуллина к награде начальника дороги
Автор: Николай Морохин