Треснувшее колесо ГУДОК

Треснувшее колесо

Леонид Яковлев, Машинист



Тепловоз 3ТЭ10Э – настоящая громадина, три секции, ведь он рассчитан на тяжёлые составы. Такие локомотивы есть в очень немногих депо.

В Агрызе они необходимы: поток грузов из Нижнекамска и Набережных Челнов на северо-запад России идёт большой, а линия через Агрыз и Ижевск на Балезино – однопутная, без электротяги. Вот и в тот день бригаде предстояло вести тяжёлый поезд со станции Круглое Поле. Туда из Агрыза отправилась сплотка из двух 3ТЭ10Э.

Перед рейсом локомотивщики осмотрели тепловоз – всё было в порядке. Через полчаса пути случилась первая остановка: красный сигнал на станции Терси закрывал выезд на перегон. Встречного не было видно. Не хотелось вылезать из кабины – утро было очень холодным, да и проехали от Агрыза всего ничего – 26 км, признаётся Леонид Яковлев, но раз положено, отправился снова осматривать ходовую часть тепловоза.
«Если в пути остановка на несколько минут, инструкция предписывает машинисту и помощнику заниматься осмотром технического состояния локомотива», – объясняет он.

Яковлев шёл вдоль локомотива, привычно скользя лучом фонарика по ходовой части. То, что он увидел у шестой колёсной пары на бандаже – стальном кольце фасонного профиля, которое надевается на колесо локомотива, – показалось ему невероятным. В свете фонаря чётко прочертился чёрный контур длинной трещины.

Яковлев – локомотивщик опытный: на помощника машиниста выучился 12 лет назад, а в 2015-м сел за правое крыло тепловоза. О различных неисправностях, возникающих в пути, немало рассказывали и во время учёбы, и на технических занятиях в депо. Но на трещинах бандажа внимание не заостряли: в обозримом прошлом никто с подобным дефектом не сталкивался.

Дежурного по станции Терси на месте не было: ночью станцией управляет диспетчер участка. Яковлев связался с дежурным по депо. Тепловоз с поломкой срочно отцепили от сплотки и оставили в Терси. Через несколько часов машину со всеми предосторожностями привели в Агрыз. Опасения подтвердились: дефект был столь серьёзен, что через несколько километров неминуемо должен был произойти сход.
«Леонид Яковлев – человек внимательный, который до последней буквы инструкции выполняет свои обязанности, – характеризует машиниста заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Агрыз Григорий Юсин. – И смотрите, какой результат. Вот что такое профессионал».

Начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун, приехав в Ижевск, пожал руку машинисту. Яковлев получил благодарность и на словах, и на красивом бланке плюс премию, которая оказалась очень кстати: Леонид строит дом в Агрызе, где будут расти дочка и сын. А ещё он подумывает о тренажёре для занятий тяжёлой атлетикой. Но это подождёт, пока что можно обойтись самодельной штангой и грузами – шестернями от трактора.
Автор: Николай Морохин