«Усатый нянь» на станции Поназырево ГУДОК

«Усатый нянь» на станции Поназырево

Евгений Сальников, машинист



В середине июля машинист Евгений Сальников и помощник Игорь Овчинников во время маневровой работы на станции Поназырево заметили на путях маленького мальчика. На станцию только прибыл пассажирский поезд, поэтому бригада сначала решила, что малыш ждёт маму. «Смотрим, у путей стоит мальчишка, в шортиках, на вид года два, – рассказывает Игорь Овчинников. – Вдруг ребёнок пошёл на пятый путь, встал у края платформы. Увидел, что поезд идёт, побежал обратно. Тогда я сразу понял, что он один, и отправился в его сторону. И женщина тоже к малышу подошла. Мы стали его расспрашивать – как зовут, где мама. Мальчик стоит молчит, листочки с кустика обрывает. Говорю ему: «Пойдём к нам, покажу, как мы работаем», а женщину попросил вызвать полицию. Не оставлять же такую кроху на станции, где идёт маневровая работа, поезда ходят». Малыш попался неразговорчивый. В кабине тепловоза бригаде пришлось проявить смекалку, чтобы узнать о нём хоть что-то. Игорь Овчинников выяснял у дежурной по станции, не потерял ли кто из пассажиров ребёнка, и просил вызвать транспортную полицию. Машинист превратился на время в «усатого няня». «Говорю мальчику: «Скажи, как тебя зовут, покажу, как в тифон (устанавливается на тепловозах и электровозах и служит для подачи сигналов экстренного оповещения. – Ред.) сигналить». Показал, как это происходит. Смотрю, паренёк в восторг пришёл и говорит: «Илюша». У нас обед был с собой, дали ему поесть, помощник за мороженым сходил, составитель поездов конфеты принёс. Илюша поел и чай попил. По-моему, для него это было больше как приключение», – рассказывает Евгений Сальников. Пока ждали полицию, машинист и помощник увидели идущую по пешеходному переходу женщину с коляской и двумя девочками. Илюша же, тоже заметив явно знакомых взрослых, спрятался за железнодорожников. Подозвав женщину, Евгений Сальников и Игорь Овчинников довольно быстро выяснили, что маленький Илья ни кто иной как её сосед. «Женщина рассказала, что малыш растёт в многодетной семье: его мама одна воспитывает семерых, а Илья самый младший и не первый раз убегает, – рассказывает Игорь Овчинников. – Может, мама не досмотрела, может, старшие проморгали. Жалко его маму. Видно, что мальчишка опрятный. Илья согласился пойти домой, только когда соседка пообещала купить шоколадку. За это лакомство был готов на всё. Семья-то большая, сладким, наверное, нечасто балуют. Видели бы вы, с каким удовольствием малыш мороженое ел. Мальчик был счастлив». Илья с соседкой отправился домой, а локомотивщики давали объяснения прибывшей полиции. В практике Игоря Овчинникова Илья уже четвёртый ребёнок, который без присмотра взрослых расхаживал по железной дороге. Один раз помощник машиниста заметил, как между вагонов идущего почтово-багажного поезда спрятались мальчик с девочкой лет двенадцати. Детей, разумеется, сняли с поезда. В другой раз и вовсе пришлось возвращать ребёнка, уехавшего за сотни километров от дома. «Мы ехали по удалению, впереди шёл грузовой поезд, остановились, смотрим, идёт мальчишка лет десяти. Спрашиваю: «Куда идешь?» Он рассказывает историю, что идёт домой в Юрью, а это 500 км от нас. Ему бабушка в Кирове купила билет на поезд, чтобы внук проехал домой. Мальчик сел в другой поезд, потом где-то вышел, залез на переходную площадку грузового поезда и поехал дальше. Так и оказался возле нас и далеко от дома. Мы его взяли к себе на тепловоз, не бросать же парня. На станции знакомую локомотивную бригаду, которая ехала с поездом в том направлении, попросили довезти до Шарьи. А там уже, насколько я знаю, его посадили в поезд до Кирова, рядом с вокзалом его бабушка жила», – вспоминает Игорь Овчинников. Но счастливые финалы бывают не всегда. С начала года на путях Северной магистрали пострадали четыре подростка: один погиб, трое других получили тяжёлые травмы. Столько же пострадавших детей было и в первом полугодии 2016-го. Локомотивщики говорят, что потерявшиеся на железной дороге дети – ещё полбеды. С ними можно поговорить, вызвать полицию, узнать, что случилось. Сложнее с людьми, которые идут по путям в наушниках. Причём чаще это взрослые люди или подростки. «Приходится давать сигналы людям, которые идут в негабарите или переходят пути, – говорит Игорь Овчинников. – Нужно постоянно смотреть. Особенно тяжело работать по праздникам, когда молодёжь гуляет, бывают и пьяные. Вот хоть и есть мост через пути, а всё равно идут где нельзя. Воткнут наушники и слушают музыку. Однажды мы чуть молодого милиционера не сбили. Едем сигналим, а он не слышит. Скорость сбросили, остановились фактически у него за спиной, дали такой мощный сигнал, только тогда услышал и отошёл». Евгений Сальников и Игорь Овчинников, которые не бросили маленького Илью на произвол судьбы, возможно, предотвратили трагедию. Станция Поназырево расположена на напряжённом участке дороги. Через неё проходит свыше 50 грузовых и пассажирских поездов в сутки. И работающим здесь локомотивным бригадам приходится смотреть в оба. Ведь железная дорога делит посёлок Поназырево надвое. В праздники и выходные на путях станции особенно многолюдно.
Автор: Яна Позолотчикова