Ученик Калашникова ГУДОК

Ученик Калашникова

Евгений Бареков, начальник вокзала



Вообще по первой специальности Евгений – инженер-оружейник. И считает себя учеником самого Михаила Калашникова. Но всё по-порядку.

2005 год. Евгений Бареков не поверил своим глазам. По лестнице на второй этаж вокзала поднимался с чемоданом великий оружейник. Почему здесь, в Агрызе, а не у себя в Ижевске? Конечно, столица Удмуртии здесь недалеко, и пассажиры оттуда иногда приезжают на вокзал именно в Агрыз, ведь он стоит на магистральном направлении и поездов здесь больше. Но Калашников явно приехал к поезду Ижевск – Москва, до которого оставалось не так много времени.
«Здравствуйте, Михаил Тимофеевич, – сказал начальник вокзала. – А идёмте ко мне пить чай. Что вы будете сидеть в зале?»

Бареков тогда узнал, что Калашников почему-то любил садиться на поезда именно в Агрызе. А для Калашникова стало новостью, что этим вокзалом руководит... его ученик.

В конце 70-х Евгений Бареков, сын и внук машинистов из Агрыза, мечтал стать лётчиком, но не прошёл медкомиссию. Тогда подал документы в Ижевский механический институт. Специальные дисциплины там нередко читали инженеры из оборонных НИИ.

«Что такое автомат Калашникова, мы, конечно, прекрасно знали. Но мы думали, что Калашникова давно уже нет в живых, ведь это оружие ещё 40-х годов. Фотографий его не было. И никто представить себе не мог, что Калашников не просто жив, а живёт в нашем городе. Более того, читает нам лекции. Он вёл дисциплину «Стрелковое оружие», объяснял всё удивительно доходчиво. Но перед началом курса, как и некоторые другие секретные инженеры, себя не назвал, просто сказал, что работает конструктором. Это уже потом два моих однокурсника распределились туда, и от них я узнал, у кого учился», – вспоминает начальник вокзала Агрыз.

Судьба Евгения Барекова сложилась так, что инженером-оружейником он не стал. Под конец учёбы нескольких лучших студентов, особо не спрашивая согласия, распределили в органы МВД. Взяли туда выпускников с отличной репутацией. Эту репутацию Бареков хранил все 10 лет службы в ОБХСС. Ушёл оттуда тогда, когда общество стало менять свои ориентиры. И вот тогда инженерное образование Евгения оказалось востребованным на железной дороге.

Он сменил несколько должностей: был мастером, главным механиком, начальником техотдела в локомотивном и вагонном депо в Агрызе, начальником пункта технического обслуживания вагонов в Канаше.

Оказывался там, где срочно требовался сильный специалист и волевой организатор, при этом прежде всего уважающий требования закона. Потому что время было такое, что некоторые, решая производственные задачи, склонны были к авантюризму. А Барекова опыт научил чувствовать, где таятся отступления от закона. Ещё он получил второе высшее образование – железнодорожное.

«Когда мне позвонили и предложили возглавить вокзал в 2004 году, это было полной неожиданностью. В пассажирском хозяйстве я до этого никогда не работал», – вспоминает Евгений Бареков.

За несколько месяцев до этого на вокзале прошла реконструкция: обновлённый, красивый, весь в мраморе вокзал должен был наконец и начать работать по-современному. К новым стенам требовался соответствующий сервис, иное отношение к пассажирам.

И Бареков понял: стоит хоть чуть-чуть разбалансировать работу этого большого и разнопланового хозяйства – огромные средства, выделенные на обновление вокзала, просто окажутся выброшенными на ветер.

За то время, пока Евгений Бареков руководит вокзалом, уровень сервиса здесь не снижался. Это и отличное состояние платформ, и доброжелательность персонала, и уют в комнатах отдыха, и отсутствие аварий с инженерными обустройствами, чистота в залах ожидания, чёткая работа охранников, нормально выстроенные отношения с десятью арендаторами. Например, автостанция и диспетчерская такси.

Нашлось место для необходимого работникам дороги и пассажирам банковского офиса. А вот аптека подвела. Бареков объяснял владелице, какие лекарства чаще требуются человеку на вокзале, так нет – предлагались в основном средства для курсовых лечений, их не брали, и хозяйка свернула здесь своё дело.

Среди владельцев и работников двух кафе и киосков Евгений Бареков очень ценит нескольких молодых людей, идейно не принимающих торговлю алкоголем ни в какой форме: их точки работают на платформе, продавая мороженое и пироги.
«Этими пирогами, обычными макаронами с котлетой я и угощал Михаила Тимофеевича в своём кабинете. А он такой человек был – скромный, общительный, очень нетребовательный к условиям. Наверное, такими и бывают по-настоящему великие люди», – рассуждает начальник вокзала.

Когда Калашников возвращался из Москвы после своего 90-летия и награждения Золотой Звездой Героя России, это был единственный случай, что он ехал в салон-вагоне. Но лишь потому, что вагон заказал отправившийся с ним глава Удмуртской Республики. Поезд стоял в Агрызе, и Бареков увидел великого конструктора в окне. Тот замахал рукой, позвал в вагон и пригласил отмечать юбилей.
«Калашников пел вместе со своими гостями, читал любимые стихи, – говорит Бареков. – А в подарок я ему привёз валенки».

Своего рода подарками для знаменитого оружейника стали экспонаты, которые собирали в Агрызе для его музея. Этот музей открылся в Ижевске ещё при жизни Калашникова. И в одном из залов решено было показать начало его трудового пути. Как известно, по первой своей профессии Калашников был железнодорожником.

На звонки Барекова откликнулись коллеги с соседних предприятий дороги, и в музее появилось такое же оборудование, которое могло окружать рабочее место слесаря Калашникова много лет назад.

Музей ответил Агрызу интересными выставками, которые были посвящены, конечно же, Михаилу Калашникову и знаменитому конструктору стрелкового оружия Василию Дегтярёву. Эти экспозиции бесплатно посмотрели на третьем этаже вокзала тысячи пассажиров.

Бареков – большой авторитет и в своём городе, и на узле. Его уже не раз выбирали депутатом городского совета. Задач приходится решать много. Одной из главнейших он считает работу с молодёжью. Уже девять лет ведёт в одной из школ кружок юных железнодорожников. Занимается с ними по субботам, летом находит неделю, чтобы свозить на Детскую железную дорогу в Казань на практику.

А вот теперь в Агрызе ждут открытия нового центра детского творчества. Кружок переедет туда, у него впервые появится своя комната – и для неё потребуется раздобыть учебные пособия, сделать стенды. Но коллеги обязательно помогут – он это знает.
Автор: Николай Морохин