За 200 метров до катастрофы ГУДОК

За 200 метров до катастрофы

Александр Жабин, машинист



Очередной рабочий день машиниста Александра Жабина и помощника Дмитрия Боровика начался на станции Разъезд 9-й км, куда бригада прибыла накануне с поездом Москва – Анапа. Дальше состав пошёл уже на тепловозной тяге. Локомотивщики переночевали в доме отдыха локомотивных бригад и затем повели тот же поезд уже в обратном направлении. С момента отправления прошло около часа, поезд с отдохнувшими на курорте пассажирами на скорости 100 км/ч приближался к станции Ангелинская.
«Впереди уже показалась станция, на входном светофоре – зелёный сигнал. Приборы безопасности в локомотиве тоже показывали, что путь свободен», – вспоминает Дмитрий Боровик.

Вход с перегона на Ангелинскую расположен в кривой, то, что впереди, видно плохо, и глаза локомотивной бригаде заменяют приборы безопасности.
«Проехали зелёный входной, но того, что происходит на станции, из-за кривой не видели, – рассказывает Александр Жабин. – И в этот момент КЛУБ (комплексное локомотивное устройство безопасности. – Ред.) вдруг переключает разрешающий сигнал на запрещающий. Мы вместе закричали: «Экстренное!» И сразу по тормозам.

В этот момент, учитывая скорость несущегося поезда, счёт шёл даже не на секунды, а на мгновения. Увидеть и осознать изменения показаний устройства, принять решение, применить экстренное торможение, а в запасе на всё про всё лишь несколько сотен метров, ведь поезд шёл со скоростью 100 км/ч, а значит, за секунду пролетал почти 28 м.

Между тем принимать решение нужно было исходя из противоречивых данных: только что промелькнувший за окном входной светился зелёным, а КЛУБ подаёт запрещающий сигнал. На раздумья времени не было.

Спустя несколько секунд, когда поезд вышел из кривой, все сомнения в правильности принятого решения рассеялись: железнодорожный переезд впереди перегородил гружёный «КАМАЗ» с прицепом. Благодаря экстренному торможению поезд с сотнями пассажиров остановился примерно за 200 м до места возможного столкновения.
«После остановки доложили о произошедшем и стали ждать, когда освободится путь, – продолжает Дмитрий. – Ждали около 15 минут: ещё одна подъехавшая фура взяла застрявший «КАМАЗ» на буксир и убрала с путей».
«Переживать начали только после остановки, до этого времени не было, – смеётся Александр. – Руки не тряслись, но да, закурил, чтобы успокоить нервы. Впрочем, в нашей жизни экстренное торможение, к сожалению, не настолько редкое явление, как хотелось бы».

За пару недель до этого происшествия бригаде Жабина тоже пришлось применять торможение. Впереди прямо в колее, по которой он вёл поезд, встала компания из трёх подвыпивших граждан – ждали, когда по соседнему пути пройдёт грузовой. На сигналы приближающегося пассажирского поезда они не реагировали, видимо, за шумом и лязгом не слышали. Пришлось тормозить. Лишь в последний момент один из нарушителей обернулся, увидел надвигающийся локомотив и сошёл с пути. Впрочем, к тому времени поезд уже остановился. С перепугу троица собутыльников обложила локомотивщиков матом, видимо, в благодарность за спасение их жизней.

А вот пассажиры поезда Анапа – Москва, узнав о причине незапланированной остановки близ станции Ангелинская, свою благодарность отправили на сайт ОАО «РЖД». «Вы только представьте, что предотвратили эти ребята. Спасибо, что не дали попасть в беду. У вас работают суперпрофессионалы своего дела», – говорится в обращении пассажирки Галины Карпенко.

Александр Жабин и Дмитрий Боровик – потомственные железнодорожники. Дедушка Александра работал в дистанции СЦБ машинистом дрезины. «Он с детства брал меня с собой на работу, наверное, тогда я и решил тоже стать машинистом», – говорит Жабин. Он выучился на помощника, но в 1990-е приём на дорогу был закрыт, пришлось помыкаться по разным предприятиям. Когда в 2002-м магистрали вновь потребовались локомотивщики, сразу пришёл в депо и получил работу. А сегодня уже и сын Александра учится на движенца в Ростовском ГУПСе.

Отец Дмитрия трудился поездным диспетчером, дедушка – путейцем, после войны восстанавливал пути в Тихорецке. Младший Боровик после железнодорожного училища устроился в моторвагонное депо и работал там с перерывом на армейскую службу. Когда в 2014-м ему предложили перейти из пригородного движения в дальнее следование, сразу согласился. «Эта работа привлекает сама по себе, – объясняет Дмитрий. – И скорость, и романтика, и ответственность за жизни сотен пассажиров за твоей спиной».
Автор: Игорь Евдокимов