Верное решение ГУДОК

Верное решение

Виталий Сушин, машинист



После только что закончившегося ливня, который обрушился на Прикамье с небывалой силой, то раннее июльское утро больше напоминало ночь: тёмное небо сливалось с землёй, тучи почти касались верхушек деревьев. В такую погоду машинисты предельно внимательны.

Виталий Сушин вёл грузовой поезд из Перми в Шалю по Транссибирской магистрали. Состав не тяжёлый – чуть меньше 3 тыс. тонн, положенная скорость – 55 км/ч. Половина пути была уже позади. Всё было в порядке до перегона Кишерть – Шумково. При выходе из кривой на 1564-м км машинист вдруг увидел, что под рельсошпальной решёткой нет насыпи, и тут же ощутил боковой и вертикальный толчок пути. Поезд уже находился на опасном участке, инструкция в этом случае требует применить экстренное торможение. У Виталия была секунда на размышление, и он сделал то, что подсказала интуиция: отступил от инструкции и применил торможение служебное. Интуиция сработала верно: головная часть поезда плавно проследовала по висящим над ямой рельсам. Так же плавно поезд остановился, над опасным местом осталась только хвостовая часть.

Помощник машиниста Антон Зубов отправился осматривать состав. «Вагоны держатся на рельсошпальной решётке, насыпи практически нет, яма растёт на глазах», – доложил он Сушину. Информацию передали по предусмотренной регламентом цепочке, со станции Кунгур немедленно выехала бригада специалистов-ремонтников. Прибыв, они укрепили пути, и поезд отправился дальше.
«До прихода в локомотивное депо мне довелось поработать путейцем. Знаю строение пути и то, к чему в подобном случае может привести экстренное торможение. Отступая от инструкции, взял ответственность на себя. По-другому и нельзя было: чтобы не допустить опрокидывания вагонов, надо было снять нагрузку с пути. Это я и постарался сделать», – объясняет сегодня свои действия Виталий Сушин.
«Это было правильное решение. Как профессионал, Сушин знал, что экстренное торможение только увеличит динамическую нагрузку на рельсы и может случиться непоправимое, – подтвердил правоту своего подопечного машинист-инструктор колонны эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Иван Овчинников. – После дождей случается немало сходов подвижного состава, а всё потому, что машинисты экстренно тормозят. Если бы Виталий Сушин применил экстренное, крушения было бы не избежать».

По словам наставника, Виталий – парень грамотный и настойчивый, сам остаётся за машиниста-инструктора. Неудивительно, Сушин всегда был отличником. Красный аттестат по окончании девяти классов, красный диплом в лицее. Минувшей весной завершил учёбу в Свердловском техникуме путей сообщения, и тоже с красным дипломом. В планах на будущий год – поступление в УрГУПС. «Традицию красного диплома надо продолжить», – улыбается машинист. Гены отличника, кстати, достались и сыновьям Виталия – Якову и Кириллу. Только самый младший, Всеволод, ещё далёк от учёбы. Но пример отца и братьев сделает своё дело.

Виталий – сын железнодорожницы, его мама работала старшим осмотрщиком вагонов на пункте техобслуживания Пермь-Сортировочная. Выучился на помощника, потом на машиниста третьего класса, затем второго. Освоил все электровозы. Как только изучил «Гранит», стал водить тяжеловесы в 9 тыс. тонн.

После произошедшего на перегоне Кишерть – Шумково восстановлением пути занялись ремонтные бригады Пермского территориального управления Свердловской дороги. Ливни повредили сорокаметровый участок земляного полотна. Чтобы не допустить длительного закрытия важного участка Транссиба, была налажена круглосуточная работа по возвращению устойчивости всем элементам железнодорожной инфраструктуры. Был налажен бесперебойный подвоз щебня со станций СвЖД. Чтобы предотвратить дальнейшее сползание откосов земляной насыпи, использовались мобильные механизированные комплексы. С их помощью вырезали потерявший устойчивость грунт, за две недели разобрали прежнее полотно и уложили новое.

Для обеспечения безопасности движения поездов работники дороги детально обследовали местность с помощью специалистов центра диагностики и мониторинга Южно-Уральской дороги. Соседи изучили насыпь с помощью георадара, а их коллеги со Свердловской провели съёмку поперечного профиля земляного полотна. Представители Екатеринбургского проектно-изыскательского института «Уралжелдорпроект» выполнили геодезическое изучение полосы отвода. В результате этих масштабных исследований убедились, что на участке нет карстовых пустот.

Отремонтированный участок Транссиба уже через пять дней был открыт для движения поездов: составы следовали сначала со скоростью 25 км/ч, а после проведения мониторинга состояния пути – до 40 км/ч, а затем – до 60 км/ч. Происшествие на перегоне не повлияло на график движения пассажирских поездов, которые курсировали в обоих направлениях по соседнему пути.
Автор: Евгения Мусихина