Три богатыря и их воевода ГУДОК

Три богатыря и их воевода

Александр Горшков, начальник вокзала



В Муроме, история которого начинается ещё в IХ веке, много примечательного: древние монастыри, старинные улицы, набережная Оки. Железнодорожный вокзал тоже производит сильное впечатление на туристов. Он похож на крепость из русских былин: три башни с узкими окнами-бойницами, шатровое крыльцо, выразительные узоры, выложенные на массивных стенах кирпичной кладкой.

Проектировал вокзал великий зодчий Алексей Щусев. Специалисты признают: это одна из его лучших работ. Повезло Мурому, что в 1910-х годах, когда сюда прокладывали железнодорожную линию из столицы, Щусев некоторое время служил архитектором Общества Московско-Казанской железной дороги.
«А я вижу наше здание по-другому, – улыбается начальник вокзала Александр Горшков. – Вот вы посмотрите издали: это же три богатыря, как на картине Васнецова. В середине – самый высокий, Илья Муромец, а башни – это их шлемы».

Горшков помнит вокзал Мурома с самого детства. И не потому, что часто куда-то ездил – здесь раньше был центр жизни Железнодорожного района города. Отметить важное событие приходили сюда в ресторан – он был маленький, но нигде больше не готовили так вкусно. Отправить бандероль – почта здесь же. А в своём будущем кабинете начальник вокзала провёл в детстве немало часов с родителями – тогда это была комната междугородного телефонного переговорного пункта.

Обычно руководить вокзалом назначают человека железнодорожной профессии, имеющего опыт в пассажирских перевозках. Но выбор строителя на эту должность (Горшков учился в МИИТе на строителя) в Муроме был вполне оправдан.
«Осмотрев хозяйство, понял, что начну с крыши. Потому что все работы теряют смысл, если она не в порядке», – вспоминает Горшков.

Капитальный ремонт старого здания – дело само по себе непростое, а ведь это ещё и памятник культурного наследия. Как следствие – нужно получить десятки согласований буквально по каждой мелочи. При этом комфорт для пассажиров в старинном здании должен соответствовать требованиям XXI века. Перекрасить фасад в задуманный Щусевым солнечно-жёлтый цвет было не сложно. А вот на крыше пришлось обойтись без современных материалов и по завершении ремонта монтировать небольшие трубы дымохода – пусть они уже не нужны, но именно так было в авторском проекте. Потому что, уж раз памятник – значит, памятник.

И пассажир, приехав поездом в Муром, с первого шага по древнему городу должен чувствовать прикосновение к истории.

Капремонт длился несколько лет. Он затронул всё: системы отопления и водоснабжения, электрику, ведущую к зданию теплотрассу. Помещения меняли свои функции. В здание вокзала из соседнего строения вернулись кассы, для которых до Горшкова здесь не находили места. Потребовалась реконструкция трёх платформ.

И всё это время вокзал, разумеется, работал в обычном режиме, то есть отправлял более тысячи пассажиров в сутки, предоставляя им весь комплекс услуг.

На первой пассажирской платформе начальник вокзала установил валун с мемориальной доской в память главы Общества Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка.

В фойе устроил музейную экспозицию, экспонаты для которой собирали всем миром и о которых работники вокзала готовы рассказать по просьбе любого пассажира. Начать осмотр можно с копии старинного плана Мурома, которая помогает понять, как в своё время подошла к городу железная дорога. Дальше – стенды о фон Мекке и Щусеве, витрины с фотографиями и образцами техники, которая помогала когда-то обслуживать пассажиров. Тут же рассказ о судьбе Александра Яшина, долгие годы руководившего вокзалом в середине ХХ века, целая коллекция железнодорожных билетов былых десятилетий, подробные расписания, по которым ходили поезда вскоре после открытия вокзала осенью 1912 года.

Александр Горшков благодарен за возрождение вокзала коллективу. Случайных людей в нём нет. А на самых опытных, таких как дежурный помощник начальника вокзала Надежда Кириленко или дежурный по выдаче справок Елена Жесткова, можно положиться во всём.

Осенью 2017-го вокзалу Мурома исполняется 105 лет, но праздновать дату особо не будут. Зато завершат к ней косметический ремонт нескольких служебных помещений. На этом дело не остановится, ведь вокзал всегда требует совершенствования, даже если он памятник. В будущем году планируется новая реконструкция первой платформы: за последние годы поезда, которые останавливаются в Муроме, стали длиннее, и пассажирам должно быть удобно садиться в любой вагон. На вокзале уже открыт небольшой магазин для ночных пассажиров – большинство поездов в Москву и из Москвы поздние, но ясно, что могут быть востребованы и другие услуги, например комнаты отдыха, которых тут никогда не было.

Ну и, конечно, начальнику вокзала приходится решать массу повседневных задач, и не только производственных. «Вот на днях появляется на пороге человек, у которого пропали деньги и пластиковые карточки.

А ехать ему далеко, – рассказывает Александр Горшков. – Позвонили его родным, и, пока пассажир пил чай у меня в кабинете, они прислали на мою карточку деньги на билет. Впрочем, случается помогать и своими деньгами – обычно люди возвращают их, добравшись до дома».

Конечно, не со всеми пассажирами бывает просто найти общий язык, но по крайней мере жалоб на вокзал Мурома в последние годы не было. Горшкову удаётся успешно решать все неизбежно возникающие разногласия, вовремя гасить конфликты. Уж если он умеет управлять тремя богатырями, то и с обычными людьми трудностей не будет.
Автор: Николай Морохин