Машинист на службе Отечества ГУДОК

Машинист на службе Отечества

Николай Плосков, машинист



Указом Президента РФ Владимира Путина один из опытнейших машинистов ОАО «РЖД», Николай Плосков из депо Лянгасово Горьковской дирекции тяги, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ею награждаются граждане за особые заслуги в различных отраслях промышленности, строительстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте и в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в виды и рода войск Вооружённых сил Российской Федерации; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности.

Служить Отечеству на железных дорогах страны Плосков начал в 1974 году, его стаж локомотивщика почти 43 года. Как такое возможно, если машинистам уже в 55 лет положена пенсия?
«Заканчивал учёбу в техникуме, права помощника для работы на электровозе у меня уже были. А в депо, где проходила наша практика, не хватало локомотивных бригад, – объясняет машинист. – Проверили, есть ли мне 18 лет. Нет, но день рождения вот-вот наступит. И на первое же утро после 18-летия, в декабре 1974 года, мне поставили явку. Так отправился в первый рейс и с тех пор работаю. Профессия нравится, уходить пока не собираюсь. Летом прошёл медкомиссию – замечаний у медиков нет».

На вопрос, как удалось сохранить здоровье, Николай Плосков не знает, что и ответить. Не курит, но и спортом уже много лет не занимается. Зато старается как следует отдыхать, набираться положительных эмоций. Любимое занятие – путешествия с фотоаппаратом. Побывал во многих странах и Россию не обделил вниманием: в последний отпуск добрался до Байкала. Может, причина в деревенской закалке? Детство машиниста прошло в вологодском селе. Большинство его одноклассников пошли учиться на механизаторов, а Николай после 8-го класса отправился в Вологду в железнодорожный техникум. Выбор был почти случайным: односельчанин, уже учившийся на локомотивщика, нахваливал этот техникум и будущую профессию.

После армии Николай Плосков работал в депо Буй. Как-то друзья позвали его в гости в Лянгасово. Съездил и решил переселиться туда: в депо тоже нужны были помощники машиниста. Вскоре получил права машиниста на все виды локомотивов, которыми располагало депо. Работал и на манёврах, и в поездном движении на магистральном тепловозе на линии в сторону Котласа. Но лучшие лянгасовские машинисты чаще всего бывают востребованы для вождения электровозов на плечах до Балезино и Шарьи. Здесь не просто главный ход – один из самых загруженных участков сети, который пропускает больше сотни пар поездов в сутки. Проложить тут дополнительные пути затруднительно из-за болот и рек, потому важно обеспечить на участке движение без каких-либо заминок.

Конечно, дело машиниста – внимательно и без ошибок управлять локомотивом. Но всегда в цене работник, который в нестандартной ситуации не будет вызывать вспомогательную машину, застопорив движение на магистрали, а сам поймёт причину неполадки и постарается её устранить. «Вот на днях ведём поезд тремя секциями. И чувствую – снижается подпитка тормозной системы, – рассказывает Николай Плосков. – Удалось быстро разобраться: да, электровозы ВЛ80С у нас хорошие, но лет им уже много – сбой произошёл в средней секции. Справились, не останавливая поезд». Три секции электровоза говорят о том, что поезд непростой. Плосков – один из тех машинистов, которые постоянно водят тяжеловесы до 9 тыс. тонн. Первый такой поезд ему доверили ещё в 1989 году. Тогда немногие линейные станции располагали парками нужной длины, не было таких устройств, как блок хвостового вагона, который обеспечивает безопасное торможение, – всё решал профессионализм машиниста. «С тех пор технологии далеко шагнули вперёд. Такой поезд – самый рациональный вариант для нашего участка. Ведёт одна бригада, используется одна «нитка» графика, а провозная способность линии при этом на максимуме», – комментирует Николай Плосков.

С прошлого года по линии в регулярном режиме ходят и сдвоенные поезда – гиганты весом до 12,6 тыс. тонн: 1,8 км длины, 130 вагонов, четыре локомотивные секции с двумя бригадами. Такие незаменимы, если нужно сохранить провозную способность участка в дни «окон», когда число «ниток» сокращается. Формируется такой состав в Балезино из двух поступающих со Свердловской дороги стандартных поездов. Специальным приказом компании норма массы увеличена на участке от Балезино не случайно: при таком весе одному из поездов не требуется отцеплять вагоны. Его локомотив просто заходит со своим составом в хвост другому – и сдвоенный может готовиться к отправлению. Движенцы стараются обеспечить такому поезду безостановочное движение, но не всегда это возможно. Задача машиниста – досконально знать профиль пути, уметь остановиться перед светофором так, чтобы можно было легко тронуться с места.

Несколько лет назад именно Плоскову доверили работу с одним из экспериментальных грузовых поездов длиной 2,2 км, в котором было 160 вагонов с углем. Их пропускали по ГЖД и СЖД, изучая динамические характеристики составов особо большой длины. «Вместе с постоянным помощником Владимиром Шигориным (он сейчас на пенсии) работали на локомотиве, который шёл в середине поезда, – вспоминает машинист. – Главная сложность тут – быстро реагировать на команды бригады с головной секции, управлять своей машиной синхронно с коллегами, особенно при снижении скорости. Справились. Хотя понимаю: у таких поездов перспективы на нашей линии нет, но возможности техники надо изучать».

В трудовой книжке Плоскова больше трёх десятков записей о поощрениях. Недавно к ним добавилась ещё одна – о награждении медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Были поздравления коллег. Поздравила мама. Ей уже за девяносто, но она продолжает волноваться за Николая. Поздравил сын. И Плоскову приятно, что в его семье продолжится служение профессии – сын учится в РУТ (МИИТ) на локомотивщика.
Автор: Николай Морохин