Грамотные действия Уральская магистраль

Грамотные действия

Сергей Заикин, Александр Беляев, Машинист тепловоза 2-го класса эксплуатационного локомотивного депо Сургут и помощник машиниста с правами управления



Этот случай произошёл 18 августа. Пассажирский поезд № 87 сообщением Нижневартовск – Сургут оказался в ситуации, когда из-за отказа технических средств на локомотиве мог произойти сбой графика движения поездов. Благодаря грамотным и слаженным действиям локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Сургут этого удалось избежать.
Локомотив вели машинист тепловоза Сергей Заикин и помощник машиниста Александр Беляев.
– Мы только отправились со станции и следовали по перегону Нижневартовск-1 – Нижневартовск-2, – рассказывает Александр Александрович. – Внезапно раздалось сильное шипение, по показаниям приборов – давление начало падать. Вначале осмотрели РДМ, но потом я определил, что воздух вырывался из-под компрессора. Судя по внешним проявлениям неисправности, я предположил, что либо лопнула труба, либо у компрессора ПК 5,25 выдавило прокладку крышки цилиндра высокого давления. В любом случае, устранить такую неисправность силами локомотивной бригады, да ещё и в условиях движения, на маршруте, было бы невозможно.
Сергей Заикин принял решение продолжать движение поезда, но при этом вручную управлять компрессором локомотива. Это было возможно только в том случае, если машинист тепловоза имел достаточный опыт и знания для выхода из подобных ситуаций. У Сергея Николаевича было и то, и другое.
– Создать необходимое давление – 9кгс/см2 – в главных резервуарах с имеющейся постоянной утечкой компрессор не мог, так как большая часть нагнетаемого воздуха уходила в атмосферу, и выше 8кгс/см2 давление не поднималось, – рассказывает Сергей Николаевич. – Учитывая плотность тормозной сети поезда, я решил продолжить движение по маршруту с поддержанием давления главного резервуара в допустимых пределах от 8 до 7,5 кгс/см2.
При этом машинисту пришлось проявить профессионализм, граничащий с искусством: оперативно регулировать включение и выключение компрессора вручную. Помощник машиниста тоже проявил расторопность и продемонстрировал чёткую согласованность действий в бригаде.
– На стоянках я переходил во вторую кабину локомотива, где находятся тумблера включения компрессора, запускал его и накачивал воздух до предельного значения давления – 8кгс/см2, когда мы отправлялись – я снова переходил в кабину машиниста, чтобы контролировать и помогать ему, – говорит Александр Александрович.
В таком режиме бригада провела поезд полностью по намеченному маршруту, до конечной станции Сургут, не допустив изменения графика движения. Локомотив отцепили от состава, завели его в депо на ремонт. Как выяснилось позднее, помощник машиниста оказался прав: причиной утечки явилось частичное разрушение прокладки крышки цилиндра высокого давления компрессора.
На железной дороге в должности помощника машиниста тепловоза Александр Беляев работает с 2005 года. В семье не было железнодорожников: отец работал на автобазе и возил бригады вахтовиков на строительство железной дороги на Новый Уренгой. Сергей Заикин в должности машиниста тепловоза в депо – с 2008 года. За время его работы в грузовом движении подобные эпизоды случались, но в пассажирском, где он трудится последние полтора года, – впервые.
Какие могли быть последствия, если бы локомотивная бригада действовала неправильно или потеряла время? Из-за невозможности откачивать воздух выравнялось бы давление в питательной и тормозной магистралях, сработали тормоза и – поезд остановился...
– Действия машинистов тепловоза Сергея Заикина и Александра Беляева я оцениваю как высокопрофессиональные и грамотные, – говорит начальник эксплуатационного локомотивного депо Сургут Денис Никифоров. – С начала нынешнего года это уже не первый случай, когда работники нашего депо проявляют бдительность и реализуют чёткие знания действий в нестандартных ситуациях.
Так, 23 июня при следовании поезда № 377 машинист тепловоза Алексей Тушнолобов и помощник машиниста тепловоза Сергей Алпеев предотвратили выход из строя ДГУ тепловоза ТЭП-70БС № 063. Неполадка выразилась в сильной течи масла по подводящей трубке на смазку механического топливного насоса. Бригаде удалось избежать возможного отказа технических средств и, как следствие, – задержки пассажирского поезда. Они отмечены руководством депо за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей и умелое применение технических знаний. Ранее, в мае, другая бригада депо проявила бдительность при следовании пассажирского поезда № 380 с тепловозом ТЭП70№ № 14. Им управляла локомотивная бригада в составе машиниста-инструктора Дмитрия Зарецкого и помощника машиниста Николая Кадощука. Следуя по участку Сивыс-Ях – Куть-Ях, они заметили на встречном поезде № 2933 искрение колесной пары у вагона. И сообщили об этом машинисту встречного поезда. Состав был вовремя остановлен. Этот случай зарегистрирован в системе КАС АНТ как транспортное происшествие.
– В нашем депо проводятся регулярные обучающие занятия, в которых машинисты – вне зависимости от их стажа работы и занимаемой должности – оттачивают умения и получают актуальные знания по выходу из нестандартных ситуаций, – рассказал председатель первичной профсоюзной организации ТЧЭ-18 Андрей Козлов.
Андрей Николаевич до того, как стал занимать нынешнюю должность освобождённого председателя ППО, был инструктором по обучению и хорошо знает, какую важную роль играет процесс отработки навыков, необходимых локомотивным бригадам в экстренных ситуациях. Для обеспечения этого в депо с прошлого года установлен современный обучающий тренажёр 2ТЭ116У.
Автор: Владимир Андреев