Трещина под электровозом Транссиб

Трещина под электровозом

Александр Желтенко, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Омск



В пути следования локомотивная бригада в составе машиниста Александра Желтенко и помощника машиниста Николая Москалева обнаружила излом рельса. Грамотные и оперативные действия локомотивщиков позволили предотвратить возможные тяжелые последствия.

В разделе «Доска почета» сайта аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов  действия машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Омск Александра Желтенко и помощника машиниста Николая Москалева представлены кратко, по-деловому: «23 июня, следуя с поездом №2133 по перегону Колония – Валерино, произвели остановку у сигнальной установки №19 с запрещающим показанием. При осмотре рельсовой цепи под второй секцией локомотива был выявлен излом рельса по левой нити с раскрытием 3 мм (вне зоны сварного стыка). В срочном порядке информация была сообщена дежурному по станции Колония. Благодаря грамотным и оперативным действиям удалось избежать схода подвижного состава».
Корреспондент «Транссиба» восстановил события  тех суток с помощью его участников.
Когда состав остановился у сигнальной установки, часы в кабине электровоза показывали 00:30 по московскому времени.
– Запрещающий сигнал светофора сразу дал нам знать, что, возможно, есть какая-то существенная неисправность по хозяйству сигнализации, централизации и блокировки. А у нас состав – шесть с половиной тысяч тонн угля. Невольно задумаешься о безопасности груза и об угрозе блокировать движение  на перегоне в случае ЧП, – вспоминает Александр Желтенко.
Необходимо было визуально отыскать притаившуюся в темноте неисправность на пути. Согласно инструкции, на поиски отправился помощник машиниста электровоза.
– Нормативными документами предписывается выявить причину включения сигнала опасности на 150 метров впереди и сзади состава, – говорит Николай Москалев. – Мне, можно сказать, повезло. Прошло не больше минуты, а я уже высветил в темноте прямо на уровне второй секции электровоза внушительную трещину. Александр связался с дежурным по станции Колония, которую мы уже проехали, и сообщил о выявленном изломе рельса.
Прибывшая бригада путейцев привезла с собой все необходимое для ликвидации излома.
– Дорожный мастер дал добро на движение вперед, – вновь возвращается к событиям июньской ночи Александр Желтенко. – Я осторожно переключил контроллер. Скорость – не более 5 км/ч. Наверное, это был самый ответственный момент той ночи. Из окна наблюдал, не дадут ли сигнал экстренной остановки. Но все обошлось. Мы
отъехали без происшествий и дали возможность путейцам устранить угрожающий безопасности движения дефект.
Через полчаса трещину в рельсе заварили, и перегон вновь был открыт для движения.
Позже, возвращаясь домой, Александр Желтенко и Николай Москалев обсудили возможные последствия негативного развития той ситуации.
– Опыт поездной работы у меня еще с советских времен, – говорит Николай Сергеевич. – Я, конечно, не дефектоскопист и не путеец, но знаю точно, что под ударами колес вагонов эта трещина обязательно стала бы шире. Это, как минимум, привело бы к выходу из строя колесной пары, а скорее всего, послужило бы причиной схода всего состава. Страшно представить, что могло произойти. Но мы полностью выполнили все действия, предписанные в таком случае инструкциями. С выявлением трещины мне вообще повезло – такую неисправность можно часами искать и не найти в темноте. Александр проявил себя с самой лучшей стороны – действовал строго по инструкции, регламент переговоров соблюдал, как на экзамене.
Выяснилось, что Александр Желтенко и Николай Москалев хотя и работают в одной колонне, но в ту поездку вместе отправились впервые. «Постоянный» машинист Николая Москалева Евгений Волков находился в отпуске, но и он тоже был косвенно причастен к успешной ликвидации нестандартной ситуации на перегоне. Не так давно он был наставником Александра Желтенко при «обкатке» его на машиниста электровоза. Как веско заметил Николай Москалев, «по всему видно, что Евгений Алексеевич его правильно «обкатал», все тонкости мастерства машиниста показал».
– Лично я воспринимаю эту ситуацию и как проверку наших знаний и навыков, и как новый опыт в моем профессиональном становлении, – говорит Александр Желтенко. – Постоянно в голове прокручиваю – как бы я действовал в той или иной обстановке с угрозой чрезвычайного происшествия. Думаю, что 26 июня я действовал правильно. К тому же мой помощник, человек с колоссальным опытом работы на железной дороге, сделал все, чтобы предотвратить возможные негативные последствия. У нас прямо от сердца отлегло, когда мы, доехав до Валерино, узнали, что идущие за нами составы проходят покинутый нами перегон с установленной скоростью.

Автор: Роман Сидоров