Манёвры и стратегии Северная магистраль

Манёвры и стратегии

Алексей Кукушкин, маневровый диспетчер



Смена Алексея Кукушкина регулярно побеждает в соревнованиях коллективов комплексных диспетчерских смен

Соревнование коллективов комплексных диспетчерских смен на станции Ярославль-Главный проходит уже не первый год. Помимо денежной премии бригаде победителей по традиции должен вручаться переходящий кубок. Но кубок больше не «переходит» – остаётся в команде маневрового диспетчера Алексея Кукушкина.

Сколько раз его смена становилась лучшей в соревновании, обходя коллег в  выполнении эксплуатационных показателей, Алексей и сам сбился со счёту. Только в прошлом году – трижды. Правда, тогда он возглавлял смену № 3.

В 2017 году был переведён в смену № 1, и эта смена уже два квартала подряд лидирует в соревновании. Впрочем, Алексей не разделяет коллег на «своих» и «чужих». Он уверен, что результат во многом зависит от планирования работы в начале дня, а специалисты в каждой бригаде профессиональные и ответственные.

– На станции Ярославль-Главный работаю около двадцати лет и знаю каждого, понимаю, как кто выполняет свою работу. К молодёжи, конечно, первое время приходится присматриваться, но уже через месяц знаешь, чего ждать, – рассказывает  Алексей. – Мы давно уже стали родными людьми, одной семьёй.

К старшему смены то и дело обращаются с вопросами, а он уже принимает решение или перенаправляет вопрос. Телефоны и радиопередатчики не умолкают.

На мониторах, установленных на его рабочем месте, открыто сразу несколько программ: АС ППЛБ, ИТАУР, АС ДК, программа, отвечающая за составообразование, справочные системы, график исполненной работы...

Старший смены – и стратег, и руководитель, а в ночную смену ещё и исполняющий обязанности начальника станции.

Как можно одновременно безошибочно выполнять столько действий, за доли секунды переключаться с одного вопроса на другой?

– Я и сам не знаю, – признаётся диспетчер. – Это приходит с опытом. На железной дороге во всём должна быть параллельность действий, чтобы одновременно выполнялось четыре-пять операций, не меньше. Тогда всё будет получаться быстро и своевременно. Хаотичность здесь противопоказана. Главное – всё заранее чётко спланировать.

С каждым годом обязанностей у Алексея Кукушкина только прибавляется – увеличиваются скорости, развиваются технологии, оптимизируется рабочий процесс станции. Ещё в прошлом году он был станционным диспетчером, в его обязанности входило планирование работы, руководство сменой. Теперь его должность совместили с должностью маневрового диспетчера и обязанностей прибавилось: организация маневровой работы, формирование поездов, сортировка, отправление.

Расширение спектра деятельности Алексея не смущает.

– Работа интересная, мне по душе, а кроме железнодорожного ремесла, я ничего не умею, – говорит Кукушкин.

Профессия ему, должно быть, была предопределена. Мальчишкой мечтал водить поезда, но в машинисты не приняли из-за минимального отклонения зрения от нормы. Получив в училище отказ, расстроенный парень отправился домой и увидел объявление о приёме в железнодорожный техникум.

– Кто посоветовал выбрать специальность «Организация перевозок и управление движением», сейчас даже не вспомню, – рассказывает диспетчер. –  Неожиданно для самого себя сдал экзамены на «отлично», хотя в школе был троечником. Учиться было интересно, особенно по специальным предметам.

После окончания техникума служил в армии. Вернувшись к гражданской жизни, устроился составителем поездов на станцию Ярославль-Московский, а вскоре был переведён на Ярославль-Главный. Хотелось развиваться, идти вперёд, но терять хорошего составителя, обучать нового не спешили. Только через десять лет Алексея перевели на должность оператора сортировочной горки.

– Через два года предложили стать маневровым диспетчером, – вспоминает Алексей. – Было страшно – новая ответственность. Но работа получалась и очень нравилась.

В 2008-м назначили станционным диспетчером (старшим смены).  Видимо, это моё призвание.

Важной составляющей своей деятельности Алексей считает отдых между сменами. Уставшему работать тяжело, да и риск ошибок повышается. А любимое место отдыха – гараж! Там он с удовольствием ремонтирует старенькую «Ниву» (единственную возможность добраться до дачи) или профилактически перебирает Opel – машину для города.

Вместе с женой Натальей воспитывает двух дочек. Виктория учится в строительном техникуме, а Вероника – во втором классе. В сложную мужскую работу и хобби главы семейства домочадцы вникнуть, конечно, не пытаются, но всегда поддерживают и ждут со смены.

А Алексей Кукушкин заботится о благополучии и здоровье семьи. И ещё, чтобы дети смогли реализовать себя в жизни.  
Автор: Тамара Шарова