Это не искусство Призыв

Это не искусство

Алексей Подкосов, Машинист электропоезда Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава ЮУЖД



Эти события разворачивались в начале августа 2017 года, однако стало известно о них сравнительно недавно. Во внутренних сводках Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава оно прошло как очередной акт вандализма. Здесь рассказывают, что машинист электровоза и его помощник действовали чётко и быстро, как и предполагает профессия. Вместе с тем подчёркивают: грамотно и оперативно работать по инструкции и принимать решения в нестандартной ситуации тоже надо уметь.

Это был обычный тёплый день. Машинист электропоезда Алексей Подкосов и его помощник Евгений Денисов в начале шестого вечера по местному времени отправлялись со станции Шадринск. Путь состава под номером 6355 лежал в Каменск-Уральский, а потом и обратно. К отправлению пассажиров внутри было немало. Пришло время, двери закрылись и электропоезд тронулся.
В пути электричка проезжает немало станций. Одна из них – Лещёво-Замараево. От Шадринска ехать недолго – примерно четверть часа, так что ближе к шести уже прибыли на платформу. Открыли двери, начали выпускать пассажиров. Стоянка короткая, поэтому нужно поторопиться.
– И тут неожиданно для себя обнаружил, что давление в тормозных магистралях начало падать, – вспоминает события Алексей Подкосов. – Это означало, что кто-то, видимо, балуясь, сорвал стоп-кран. В таком случае, как известно, двери в электропоезде закрыть невозможно. И, соответственно, тронуться. Я выглянул в смотровую форточку и увидел, как со стороны базы путевой машинной станции №172 в нашу сторону побежала толпа молодых людей. Примерно человек 10.
Железнодорожник вспоминает, что лица у молодчиков были полностью закрыты масками – видны только глаза. Их вид не предвещал ничего хорошего. Подкосов тут же направил своего помощника Евгения в вагоны с одним заданием: срочно вернуть стоп-краны в исходное положение. Сразу выполнить поручение тот не мог, надо было пробежать все четыре вагона состава.
Тем временем молодые люди уже подскочили к ЭР-2. Всё происходящее походило на какую-то запланированную акцию. Как по мановению руки у «нападавших» в руках оказались баллончики-распылители краски, какими пользуются любители граффити. Правда, этим молодым людям оказалось далеко до уличных художников – краски были всего двух цветов: чёрного и серебристого. Сразу стало понятно, что выводить красивые узоры они точно не будут: их задача изуродовать подвижной состав.
– Пока мой помощник бежал по вагонам, я по громкой связи попросил охрану предотвратить противоправные действия, – продолжает Подкосов. – Хотя, конечно, я прекрасно понимал, что пара невооружённых чоповцев вряд ли сможет хоть что-то противопоставить такой толпе.
Как рассказывают в дирекции, собственно, так оно и получилось. Молодчики быстро и вполне доходчиво объяснили, что охране лучше не встревать, мол, здоровее будете. Оставалось только ждать, насколько быстро сработает помощник машиниста.
– Долго ждать не пришлось, – рассказывает машинист. – Всё происходило на протяжении буквально пяти минут. Как только я заметил, что давление восстановилось, то сразу закричал охранникам, чтобы они возвращались в поезд, а после закрыл двери. Нападавшие тут же бросились наутёк, а мы отправились в путь. Тут же сообщили о произошедшем дежурной по станции Лещёво-Замараево. Затем прошли по вагонам, чтобы убедиться, что со всеми пассажирами всё в порядке. Я, конечно, понимаю, что физически никто не пострадал, но кто-то ведь мог просто испугаться. Это тоже имеет влияние на здоровье.
Прибыв в Каменск-Уральский, железнодорожники оценили масштабы повреждений. До конца свой план воплотить нападавшие не успели. Тем не менее открывшаяся картина удручала: чёрной и серебристой краски на паре вагонов хватало.
– Очень обидно за нашу «эрку», – признаётся собеседник. – Конечно, бывали случаи, и не только у нас, когда электрички находились в отстое и их раскрашивали. Но это, как правило, происходило ночью и не настолько нагло. Да и пассажиров внутри не было. В этот раз молодёжь совсем «оборзела». Извините, но другого слова найти не могу.
Уже после железнодорожников опросили оперативники, заведено уголовное дело. Локомотивная бригада признаётся, что в тот момент действовала, скорее, на автоматизме. Хотелось всё сделать быстро и чётко. О каком-то страхе думать оказалось некогда.
– Я, конечно, люблю граффити, но то, что было, никакого отношения к искусству не имеет, – отмечает машинист. – Существует много специализированных площадок, где можно показать своё ремесло. Но электропоезд явно не одна из них. Уверен, что правоохранительные органы разберутся в ситуации. Хотелось бы, чтобы таких случаев было как можно меньше.
Краску вандалов быстро стёрли, ведь в таком виде состав не имеет права отправляться в путь. Грамотная работа машиниста и его помощника помогла избежать более серьёзных последствий. При этом Алексей Владимирович рассказывает, что в детстве вряд ли мог подумать, что придёт работать именно сюда. В отличие от многих ребят он не мечтал встать за «штурвал» в кабину локомотива, тем более что и железнодорожников в семье не было. С улыбкой говорит, что как-то само так вышло. Сначала окончил профессиональное училище №2 в Челябинске. Потом отслужил в армии, после чего его направили работать в Курганскую область. В итоге на железнодорожном транспорте он с 2004 года. У его помощника стаж поменьше, около четырёх лет. Бригада сработалась, они отлично понимают друг друга.
У Подкосова крепкая семья, воспитывает сына и дочь. Все вместе периодически выезжают за грибами или на рыбалку. Любят «пожариться» на солнышке на берегу озера. Но его главное хобби – растить детей. А мечта – чтобы все были здоровы и счастливы. Правда, есть ещё одна.
– На «Ласточке» мечтаю прокатиться, – улыбается он. – И, конечно же, не в роли пассажира. Водить современные локомотивы – моя мечта.
Автор: Александр Кичигин