Домодедово – дом родной Московский железнодорожник

Домодедово – дом родной

Валерий Андреев, Машинист первого класса моторвагонного депо Домодедово



Хорошая традиция существует во всех авиакомпаниях мира. В самом начале полёта пассажиры воздушного судна слышат по радио имя и регалии командира экипажа, пилотирующего данный рейс.
Применительно к железнодорожному транспорту и герою сегодняшнего материала это прозвучало бы примерно так: «Электропоезд, следующий по маршруту Москва-пассажирская Павелецкая – Ожерелье, ведёт машинист первого класса моторвагонного депо Домодедово Валерий Александрович Андреев». Звучит раскатисто, чётко и надёжно.
А он и вправду такой – надёжный. Более того, можно сказать, что и по формальным признакам, и по существу – первый.
Начнём с того, что фамилия у Валерия начинается с начальной буквы алфавита. Во-вторых, рост у Андреева под два метра. Так что ещё со школьных времён он привык стоять в начале шеренги. И то, что после окончания Ожерельевского железнодорожного профессионально-технического училища и нескольких месяцев работы помощником машиниста в локомотивном депо Ожерелье его призвали на действительную в ВМФ, думаю, не случайно. Служить на кораблях всегда брали умных и крепких ребят. К тому же в характеристике Андреева, представленной в военкомат, чёрным по белому было написано: «Дисциплинирован, психологически устойчив, в сложных ситуациях способен быстро принимать решения».
Священный долг Родине он отдавал с ноября 1988 года по ноябрь 1991-го. За три года, запомнившихся тем, что в стране зрели кардинальные перемены, старшина первой статьи Валерий Андреев принял участие в трёх дальних походах.
– Особенно запомнилось, как в Средиземном море мы сопровождали авианосец ВМС США «Дуайт Эйзенхауэр», – рассказывает о той поре Валерий Александрович. – Шли близко, иногда на расстоянии примерно 200 метров, видели, как на палубу приземлялись самолёты. Конечно, нам это было в диковинку. Позже мы узнали, что авианосец участвовал в операции «Буря в пустыне». Ну, и наши корабли там находились, видимо, не случайно.
Во время службы комсомолец Андреев активно участвует в общественной жизни экипажа. Здесь же его принимают в члены партии. Кстати, об этом Валерий Александрович и сегодня говорит открыто.
– Мне нечего стесняться этой строки в своей биографии, – уверен он. – Далеко не все, кто был членом КПСС, вступали в партию из карьерных соображений. Многие это делали в силу активной жизненной позиции и оставались честными людьми.
– Валерий Александрович – именно такой человек, – говорит начальник моторвагонного депо Домодедово Андрей Щекотихин. С Валерием они почти ровесники, знают друг друга не один год. – Отслужив, Андреев устроился в наше депо. Сначала помощником машиниста. Потом повысил квалификацию и пересел за правое крыло электропоезда. Не раз он попадал в неординарные ситуации и с честью выходил из них.
Председатель профсоюзного комитета предприятия Владимир Рощупкин отмечает не только высокий профессионализм, но и общественную жилку Валерия Андреева.
– В депо Домодедово Валерий Александрович – один из трёх общественных инспекторов по безопасности движения поездов, – дополняет он портрет нашего героя. – Мне не пришлось его уговаривать заняться этой работой. По сути он уже давно является общественным контролёром. Ну, не может он оставаться равнодушным к случаям, негативно влияющим на безопасность движения. Так что когда РОСПРОФЖЕЛ реанимировал это направление, Валерий не мучился сомнениями, а просто продолжил заниматься привычным делом.
Владимир открывает свои записи и рассказывает, что было сделано за последнее время общественным инспектором по безопасности движения Валерием Андреевым.
– Если коротко – после того как наш общественный инспектор дал добро на выпуск электрички из ремонтного цеха на маршрут, можно не сомневаться: всё сделано, как надо, – продолжает Владимир Рощупкин. – А ещё при необходимости он внесёт запись в книгу замечаний машиниста и потом поинтересуется, что сделано.
За четверть века, что Андреев трудится на железной дороге, он привык зорко смотреть вперёд. Эта привычка, ставшая уже профессиональным кредо, не раз его выручала.
Так было и в тот раз. День близился к завершению. Валерий уверенно управлял электропоездом. Скоро конечная станция. Пассажиры покинут электричку и разойдутся. Кто по домам, кто по неотложным делам. Ещё два-три часа, и он тоже перешагнёт порог родного дома, где его всегда с нетерпением ждёт жена Елена и дети. Впрочем, старшая дочка, Катя, уже совсем взрослая, и скорее всего у неё какие-нибудь свои дела. А вот младшая, Саша, обязательно начнёт расспрашивать отца, как прошёл день.
Отвлёкшись на какие-то секунды, он тут же отбросил посторонние мысли. Надо следить за дорогой. Внезапно чуть ли не на линии горизонта, он увидел на путях людей. Судя по оранжевым жилетам – железнодорожники, по количеству людей – путейцы. Что-то не торопятся они уходить с пути. Может, что-то случилось? Подав звуковой сигнал, Валерий принял решение применить экстренное торможение. Ведь тормозной путь у электропоезда не 100 и даже не 500 м. Да и о пассажирах, десятки которых едут в вагонах, ни о чём не подозревая, надо помнить.
Расчёт оказался верным. Поезд остановился, образно  говоря, в двух шагах от путейской бригады, точнее метрах в 100. Позже спасённые признались, что, закончив работу, расслабились. Нет, о выпивке и речи не шло. Просто, подустав и торопясь вернуться, ребята забыли о соблюдении правил безопасности.
– Так получилось, что тогда я предотвратил наезд дважды, – рассказал Валерий Александрович. – Какие чувства испытывал? Конечно, радость от того, что мужики остались живы, что в их семьи не пришла беда.
Такие поступки не остаются в депо незамеченными. Не раз руководство депо представляло Андреева к поощрению. Валерию Александровичу вручены часы начальника МЖД, он награждён юбилейным нагрудным знаком «175 лет железным дорогам России», ценным подарком президента ОАО «РЖД». В 2014 году Валерий Андреев в составе большой группы железнодорожников побывал на Олимпийских играх в Сочи.
– Я получил незабываемые впечатления от церемонии открытия Игр, от накала борьбы за победу, –
делится он впечатлениями. – И, конечно, познакомился тогда с новым железнодорожным подвижным составом и с тем, как в Сочи была организована перевозка пассажиров. Считаю, что мне выпал счастливый лотерейный билет.
В мае этого года президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров подписал приказ о награждении Валерия Андреева знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». В депо никто не подверг сомнению решение руководства депо и Московской дирекции моторвагонного подвижного состава о представлении Валерия Андреева к поощрению.
Своим опытом Валерий Александрович постоянно делится с теми, кому помогает состояться профессионально. По собственному признанию, он «запустил» примерно 30 помощников машинистов и около 10 машинистов. Это не мешает Валерию самому постоянно учиться. В прежние времена активно изучал техническую литературу, выписывал технические журналы. Сегодня их заменили компьютерные программы.
– Для меня оказалась удобной система дистанционного обучения, – говорит он. – К тому же есть прекрасная возможность позаниматься в кабинете техучёбы.
Слушая Валерия Андреева, я не переставала удивляться тому, как в нём сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи. Он был очень спокоен, отчасти даже флегматичен. Ни раздражения в голосе. Ни суеты в движениях.
– Надо подождать? Пожалуйста! Я займусь пока другими делами, – отвечал мой собеседник в ответ на просьбу подождать, так как не успела завершить разговор с другим человеком. – Нужно пройти в цех? Нет вопросов. Требуется подняться в кабину электропоезда? Не проблема.
Но вот он рассказывает о том, как в доли секунды пришлось принимать решение, от которого, возможно, зависела жизнь людей. И где тут флегматик? Всё сделано быстро, чётко, выверенно. Как тут не вспомнить давнюю характеристику, подготовленную педагогами Ожерельевского ПТУ №14 для военкомата, слова из которой мы цитировали в начале этого материала. Ещё тогда внимательные наставники юного Валеры Андреева отметили качества, которые он со временем развил.
– Я не люблю бегать, – говорит Валерий Андреев, подразумевая, что не склонен к смене места работы. – Мне больше нравится здоровое постоянство. Мне нравится, что меня окружают люди, с которыми я тружусь по многу лет, знаю, на что каждый из них способен. Вот почему я не принял предложение перейти на аэроэкспресс, хотя зарплата там, как мне говорили, выше. А вот то, что в депо происходят перемены, мне нравится. Идёт обновление цехов. Скоро запустим моечный комплекс. Значит, электропоезда будут выходить на линию более чистыми. Создаётся музей нашего предприятия – прекрасная идея руководства депо, профкома и совета ветеранов. Депо Домодедово – наш общий дом, и все мы здесь, независимо от того, что у каждого есть своя личная жизнь, – одна большая производственная семья. Во всяком случае я думаю именно так.
Автор: Вера Чубарова