Все 30 лет я просто выполнял свой долг Октябрьская магистраль

Все 30 лет я просто выполнял свой долг

Александр Яковлев, Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования Курской дистанции гражданских сооружений Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений



Коллеги говорят об этом человеке: «Побольше бы таких специалистов»
Присвоение знака «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет» – событие в жизни любого железнодорожника. Поэтому редакционное задание написать об электромонтёре по ремонту и обслуживанию электрооборудования Курской дистанции гражданских сооружений Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Александре Яковлеве, которому совсем недавно присудили эту высокую награду, было воспринято с интересом.

Александр Николаевич оказался исключительно немногословным и скромным человеком. И услышать от него долгий, развёрнутый рассказ о нестандартных и интересных ситуациях, которые, несомненно, имели место за время его более чем 30-летней работы на Московской железной дороге, мне так и не довелось. На все просьбы поведать о каком-либо таком случае, когда ему пришлось проявить свой, несомненно, высокий профессионализм и огромный опыт работы, ответ был один:
– Да не было ничего такого из ряда вон выходящего, я просто делал дело и выполнял свой долг. А работа электромонтёра – это, по большому счёту, обыденная рутина. О электромонтёрах вспоминают тогда, когда что-то выходит из строя, ломается. Поэтому я просто старался, чтобы обо мне поменьше вспоминали.
Немного разговорить его удалось лишь тогда, когда речь зашла о его детстве и юности. Выяснилось, что родился он в селе Павлово Залегощенского района Орловской области. Мать Валентина Ивановна работала дояркой на ферме, а отец Николай Иванович, как тогда говорили, «шоферил». Сейчас они – пенсионеры.
Как и всякий деревенский мальчишка, Саша Яковлев помогал родителям по хозяйству, учился в сельской школе. А когда окончил её, то на семейном совете, в котором принял участие и родной дядя Александр Клоков, работавший электромехаником на местном заводе, было принято решение продолжить учёбу в профессионально-техническом училище №4 города Орла. Там мой собеседник и освоил профессию электромонтёра СЦБ.
Как сейчас вспоминает Александр Николаевич, поступал он туда вместе со школьными друзьями. В группу зачислили 30 человек, но верность избранной тогда профессии сохранил лишь он. И сейчас совершенно об этом не жалеет.
После окончания ПТУ Александр Яковлев работал электромонтёром на Орловском заводе приборов. Затем призвали в армию, служил в ПВО в Туркмении, демобилизовался в звании старшего сержанта.
На гражданке надо было решать, как жить дальше. Рассудил, что железная дорога – это надёжно и стабильно, поэтому и решил связать свою судьбу со стальными магистралями. И, как показала жизнь, не прогадал.
Придя в 1981 году в Орловскую дистанцию гражданских сооружений тогдашнего Орловского отделения МЖД на должность электромеханика по освещению и осветительным сетям, Александр Николаевич и по сей день работает электромонтёром. Правда, в связи с разнообразными реформами дистанция теперь носит название Курской, но сути дела это не меняет. Он по-прежнему там главный по электрике.
В начале 80-х Александр Николаевич получил служебную квартиру, встретил свою единственную в жизни любовь, которую и звали Любовью. В молодой семье появился сын Евгений, который железнодорожником в отличие от отца не стал.
Правда, как считает Александр Яковлев, надежда на продолжение железнодорожной династии ещё сохраняется. Ведь у него подрастают два внука Андрей и Максим. Им сейчас – 13 и 12 лет.
С особой теплотой вспоминает сейчас Александр Николаевич своего первого наставника – электромонтёра Дмитрия Фурмана, научившего его, тогда ещё очень молодого человека, серьёзному отношению к работе, тому, что любое дело надо исполнять так, чтобы потом не пришлось переделывать.
Такой же подход Александр Николаевич стремится сформировать сейчас и в своих учениках, которых за 30 с лишним лет работы он подготовил уже не один десяток.
Сегодня в коллективе, где трудится Александр Яковлев, включая плотников и маляров, насчитывается 12 человек. Все они, по мнению моего собеседника, – отличные мастера, работающие не за страх, а за совесть. Большинство – ветераны, на которых, по его словам, всё и держится, молодёжь не больно-то идёт в дистанцию.
Да и сам Александр Николаевич относится к делу так же, как и его коллеги. Готов выйти на работу, если надо, в любое время, неважно, выходной это день или праздничный, снег или дождь. По его собственным словам, за прошедшие годы он так втянулся в железнодорожную систему, что без неё себя уже и не мыслит.
А дел в этой системе не мало. Это – работы на постах электрической централизации стрелок и сигналов и постах маршрутно-релейной централизации стрелок и сигналов, подготовка обширного хозяйства дистанции к зиме, наконец, проверка электроснабжения в детских загородных лагерях.
А вот что говорят о нём его коллеги.
– Александр Николаевич работает уже очень давно. В ведении нашей дистанции находится достаточно большое число объектов, которые мы обслуживаем и ремонтируем. А любой ремонт или реконструкция начинаются с электриков. Он всё знает, в работе для него нет секретов. Бывают ситуации, когда необходимо выходить на объекты и ночью, и в выходные. Я не помню ни одного случая, чтобы он отказался. Его отличают инициативность и творческий подход к делу. Это – исключительно скромный и ответственный специалист, – считает главный инженер Курской дистанции гражданских сооружений Игорь Ратников.
– Я с ним работаю бок о бок уже 22 года. Это – отличный профессионал, он может сделать экспертизу, дать заключение о готовности к работе электросетей, не раз и не два он вносил рационализаторские предложения, которые принесли экономический эффект. А главное – это отзывчивый и очень добрый человек, – заметил мастер Курской дистанции гражданских сооружений Игорь Захаров.
– Если бы Александр Николаевич не был отличным специалистом и человеком, дистанция не представила бы его к этой заслуженной награде. Это – настоящий трудяга, проработавший у нас всю жизнь. Всегда, в любую погоду он готов к выездам на случающиеся аварии. Прекрасно выполняет все свои служебные обязанности. Побольше бы нам таких людей, и на транспорте не было бы никаких проблем, – отметил начальник Курской дистанции гражданских сооружений Иван Солорев.
Но не одной ведь работой жив человек.
Пять лет назад Александр Яковлев приобрёл на берегу Оки шесть соток, выстроил там дом, разбил огород и сад, где всё растёт и благоухает. Так что его внукам, может быть, будущим железнодорожникам есть, где отдохнуть и набраться сил.
Автор: Андрей Городнов