Испытание стихией Куйбышевский железнодорожник

Испытание стихией

Александр Юрченко, Дорожный мастер по земляному полотну Ульяновской дистанции пути



Хладнокровие и правильный расчёт позволили дорожному мастеру по земляному полотну Ульяновской дистанции пути Александру Юрченко грамотно скоординировать действия людей и техники во время схода мощного оползня.

Обрушившийся в начале июля на Ульяновскую область мощный циклон нанёс сильный урон местным жителям. Ураганный ветер парализовал движение транспорта на автомагистралях. В итоге, люди не могли добраться домой, автомобили «тонули» во всех районах города, деревья с треском валились на дороги и машины. Буквально за сутки в Ульяновске выпала полуторамесячная норма осадков. Дожди часто доставляют ульяновцам проблемы, но стихийного бедствия такого масштаба горожане не могут припомнить.

Режим чрезвычайной ситуации стал проверкой на прочность и для дорожного мастера по земляному полотну Ульяновской дистанции пути Александра Юрченко, ведь в число его подконтрольных объектов входит Волжский косогор, через который проходит железнодорожная ветка Ульяновск-Центральный – разъезд Заволжский.

«В ночь с 5 на 6 июля из-за большого потока воды на Волжском косогоре образовалось четыре места размыва, – вспоминает Александр. – Вода обрушилась на склон по автодороге на пересечении улиц Локомотивной и Кирова. Размытый песок завалил стрелочный перевод № 73, а также забил водоотводные лотки. Первым делом нужно было очистить стрелочный перевод и не допустить задержки поездов».

Вода шла непрерывным потоком, и казалось, что ей нет конца и края. Монтёры пути лопатами откидывали песок на обочину. Грунт вывозили на грузовиках. Уже через полчаса путь для движения был открыт для проезда и поезда пошли по расписанию. На следующий день Александр Юрченко с группой железнодорожников приступил к очистке проходов водоотводных лотков.

Однако главные испытания для Александра начались 10 июля, через пять дней  после циклона, когда, казалось, что ливень пошёл на убыль и самое страшное уже позади. Именно в этот момент пропитавшаяся насквозь водой земля начала сползать с косогора на железнодорожные пути…

«Большая часть земли обрушилась на склоне Волги вблизи перегона Ульяновск-Центральный – Ульяновск-2, – вспоминает дорожный мастер. – Произошло всё буквально за считанные минуты. На склоне образовались трещины, вниз, к железной дороге, рухнули сначала два железных гаража, а затем ещё один. Оборвало электрические провода, которые были закреплены на строениях, упали вниз деревья. Сильные, продолжительные ливни привели к обвалу грунта, земля потянула за собой гаражные боксы».

Пока владельцы гаражей спасали своё имущество, в задачу Юрченко входило обезопасить участок дороги, не допустить большой задержки поездов, сохранить жизнь пассажиров. Между тем времени оставалось совсем мало: трещина в земле увеличивалась, и оползень продолжал двигаться к железной дороге со скоростью 5 сантиметров в час.

«Спасибо руководству Волго-Камского региона, которое своевременно выделило к месту ЧП необходимую технику, – говорит Александр. – В противооползневых работах были задействованы машины восстановительного поезда на станции Ульяновск: трактор, бульдозер-погрузчик, КАМАЗы. Кроме этого, выделил четыре грузовика «Ресурстранс».

Около 20 железнодорожников ежесуточно боролись со стихией, и в итоге оползень остановился за 25-30 метров от железнодорожных путей. Александру Юрченко пришлось провести на Волжском косогоре пять бессонных суток. Он установил контроль за всеми возможными местами оползневых сходов. Следил, чтобы вода не вышла на путь, а днём, когда дождь немного стихал, проводил с монтёрами пути работу по очистке водоотводных канав и железобетонных лотков.

«Работы осложнялись тем, что технику было очень трудно загнать на косогор из-за грунтовых вод и особенностей местности, – говорит Александр. – Машины буксовали в грязи и часто приходилось их поочерёдно вытягивать при помощи троса. Водители очень переживали за вверенную технику, но она не подвела, и поломок, к счастью, нам удалось избежать».

Как считает Александр Юрченко, слаженность всех работников позволила избежать более тяжких последствий. И ещё, наконец-то, закончившийся дождь.

«Если бы ливень продлился ещё несколько дней, ситуация могла стать критической, просто-напросто вода затопила бы пути, – считает Александр. – С такой природной стихией мне пришлось столкнуться первый раз. Считаю, что самое главное в таких ситуациях не поддаться панике, ведь от нас зависят безопасность движения поездов, жизнь пассажиров».

Александр Юрченко начинал работать в Ульяновской дистанции пути монтёром пути, затем – начальником технического отдела, начальником участка. На железную дорогу пришёл работать по стопам отца, много лет трудившегося в ПМС-149 и Ульяновской дистанции пути. В первые годы работы в дистанции Александр возглавлял Совет молодёжи Волго-Камского региона.

В должности дорожного мастера по земляному полотну Александр Юрченко работает с апреля 2015 года. В его обязанности входят текущее содержание и ремонт водоотводных сооружений и земляного полотна. Из всех вверенных объектов участок пути, пролегающий через Волжский косогор, является объектом повышенной опасности, так как оползни там явление нередкое.

Работы по укреплению Волжского косогора продолжаются и по сей день. Осталась ручная работа, но угрозы оползня, образовавшегося 10 июля, уже нет благодаря самоотверженной работе железнодорожников, которые сумели обуздать стихию.

«Нельзя сказать, что теперь можно вздохнуть спокойно, – признаётся Александр. – Переживаю каждый день за свой участок. Это ведь земля, она дышит и как поведёт себя завтра – неизвестно».
Автор: Александр Савенков