Опасный силуэт Куйбышевский железнодорожник

Опасный силуэт

Александр Сметанкин, Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск



Этот день, а вернее, поздний вечер 14 августа машинисту эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск Александру Сметанкину запомнится надолго как жизненный экзамен на профессионализм в нестандартной ситуации.

Александр Сметанкин с помощником Сергеем Крайновым отправились с грузовым составом от станции Ульяновск-Центральный на станцию Юдино Горьковской дороги. Плечо обслуживания очень протяжённое, поэтому обратно с Юдино возвращались уже затемно резервом, на локомотиве «2 ТЭ10М». Неожиданный «сюрприз» подстерегал локомотивную бригаду в 21.30 московского времени на перегоне Елхово – Цильна.

«Было темно, по обе стороны колеи стеной возвышаются  леса, - вспоминает Александр Леонидович. – Шли мы со скоростью около 50 км/час. Вдруг в темноте, прямо посередине колеи возник силуэт. Пригляделся: человек. Он шёл навстречу локомотиву, что-то кричал и размахивал футболкой. Я инстинктивно нащупал рукой тормозной рычаг, не раздумывая применил экстренное торможение. Мужчина отбежал в сторону. И перед нами открылось ужасное зрелище: прямо на путях возвышалась груда чего-то очень объёмного. Вскоре разглядели, что это была застрявшая на путях тракторная тележка. Сам трактор находился рядом, на обочине, он успел проехать через железнодорожные пути».  

Картина вырисовывалась понятная: тракторист пытался переехать пути в неположенном месте, но тележка застряла и отцепилась от трактора.
Александр вспоминает, что в тот момент он покрылся потом от волнения и, нескрывая признаётся, что тогда он впервые испытал настоящий страх. Не столько за возможное столкновение, сколько за жизни сотни людей, ведь следом, буквально через считанные минуты, следовал пассажирский поезд Киров – Кисловодск…

Локомотив остановился в пяти метрах от препятствия на пути. Необходимо было срочно принимать меры. Сметанкин  немедленно связался с локомотивным диспетчером, дежурным по станции, сообщил о чрезвычайной ситуации. Пассажирскому поезду была вовремя дана команда об остановке на станции Елхово до устранения ситуации.
«Последствия могли быть очень серьёзные, если бы на нашем месте оказался пассажирский поезд, он вряд ли смог избежать столкновения», - говорит Александр.  

Следующей задачей локомотивной бригады было срочно устранить препятствие на пути, угрожающее безопасности движения.

Тележка была очень тяжёлой и сдвинуть её троим мужчинам оказалось не под силу. К тому же тракторист находился в полной растерянности от случившегося и был плохим помощником. Он постоянно корил себя за то, что решился на такой опасный манёвр.

«Вёз сено домой, хотел срезать путь в деревню, до переезда ехать долго», – причитал он и лишь разводил руками.

Как оказалось, железнодорожный переезд находился всего в полутора-двух километрах от места ЧП, поэтому легкомысленность тракториста была очевидной.

Впрочем, его объяснения в тот момент слушать было некогда, а все попытки убрать тележку с пути раз за разом терпели неудачу.  

«Тележка застряла в колее, упёршись в землю запорными пальцами, закреплёнными на дне платформы, – вспоминает Александр. – Мы с помощником пытались приподнять эту махину с помощью лома, но тщетно: она стояла как вкопанная.  Попросили тракториста зацепить тележку трактором, соединив транспортные средства тросом, но и это не возымело успеха. Тогда я понял, что сдвинуть эту железяку с места можно лишь выбив из-под неё запорные пальцы».

Удалось нам это не сразу, но, к радости всех, получилось. После чего трактор без труда вытащил прицеп из колеи...

В общей сложности, чтобы устранить препятствие на пути, бригаде понадобилось около часа. Вскоре к месту происшествия прибыли монтёры пути, сотрудники линейного отдела внутренних дел. Нарушителя задержали для дачи показаний, в то время как путейцы осмотрели рельсовую колею, к счастью, она не получила повреждений. Александр Сметанкин доложил диспетчеру об устранении угрозы безопасности движения и локомотив продолжил путь. До станции назначения прибыли благополучно.

Александр Сметанкин работает машинистом тепловоза сравнительно недавно – год, но в локомотивном депо с таким стажем он уже считается не новичком.

«Такой случай в моей практике произошёл впервые, до сих пор отойти не могу, - признался Александр.  – Я поступил правильно, сразу же применив экстренное торможение, ведь от столкновения нас отделяли считанные метры. Этот случай мне наглядно дал понять, что бдительность машинисту нельзя терять не только вблизи станций и железнодорожных переездов, но и на всём протяжении пути. Опасность может возникнуть где угодно».

Руководство эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск направило ходатайство на поощрение локомотивной бригады в Куйбышевскую дирекцию тяги. Председатель профкома депо Алексей Филимонов считает, что такие поступки не должны оставаться незамеченными.

«Об отношении к работе можно судить по отношению к себе, – уверен Алексей Филимонов. – Аккуратный, опрятно одетый машинист и в работе строгий до мелочей. У нас в депо есть молодёжь, которая водит локомотивы не хуже старожилов. Александр Сметанкин в их числе».  

Наш герой признаётся, что гордится профессией машиниста. Его старший брат Вячеслав – служащий банка, звал к себе брата на работу, но тот отказался, не прельстился на большие деньги и белый воротничок, считает, что и у машинистов зарплата достойная, а профессия – приносящая пользу людям.    

«Я очень люблю технику, мне ближе по душе технические специальности, - признался Александр. – Не люблю сидеть в кабинете. Воспитывались мы с братом без отца, и всё по дому приходилось делать самостоятельно. А профессию мне помогла выбрать мама. Хоть она и не имела отношения к железной дороге, посчитала, что мне будет по душе сочетание романтики и техники. И она оказалась права. Я ей благодарен за всё. Ещё на практике, на третьем курсе техникума, я понял, что «железка» – это моя стихия».

На магистраль Сметанкин пришёл после службы в армии. Устроился в эксплуатационное локомотивное депо Ульяновск. Пять лет работал помощником машиниста, потом обкатался на машиниста. Водит поезда на трёх направлениях: Юдино, Сызрань, Бугульма. Длинные плечи его не пугают, говорит, что в Юдино ему даже больше нравится ездить.

«Там главный ход, электровозы, движение лучше, есть что посмотреть», – подмечает наш герой, и глаза его в этот момент светятся от счастья.
Здесь, как говорится, к портрету профессионала и добавить то нечего, разве только то, что за год работы машинистом Александр Сметанкин ещё больше утвердился в желании совершенствоваться и повышать класс своего мастерства. Поэтому в его ближайших планах – стать машинистом пассажирского поезда.
Автор: Александр Савенков