Второй дом семьи Сулыма Куйбышевский железнодорожник

Второй дом семьи Сулыма

Павлина Сулыма, Начальник станции Выры



Есть люди, при общении с которыми чувствуешь себя легко и непринуждённо, от которых исходит доброта и обаяние.  Начальник станции Выры Павлина Валентиновна Сулыма – из их числа. Да и имя у неё редкое, словно подчеркивает уникальность этого человека.

«Назвали меня в честь прабабушки, – объяснила Павлина Валентиновна. – А фамилия по мужу – Александр Владимирович украинец по национальности. Мы с ним вместе работаем на станции Выры почти 40 лет. Поженились ещё до того, как пришли работать на железную дорогу. Кстати,  благодаря супругу я и  стала железнодорожником. Он мечтал быть машинистом и меня уговорил пойти на магистраль. Вместе поступили и окончили  Ульяновский техникум железнодорожного транспорта. С 1980 года работаем на станции Выры».

Наша героиня начинала трудовой путь на стальной магистрали дежурным по станции, а Александр Владимирович – помощником машиниста. Когда переехали жить в Выры, главе семьи пришлось сменить профессию на составителя поездов, так как сложно было каждый раз добираться из села в локомотивное депо Ульяновск.  

Примечательно, что первоначально начальником станции Выры в течение 12 лет работал Александр Владимирович, а Павлина Валентиновна была дежурной по станции. Потом, с 2005 года, они поменялись «ролями». Теперь по стажу работы руководителем станции она догнала супруга.

«Поначалу у нас в штате было 15 человек, а сейчас мы с мужем остались вдвоём. Объём работы стал небольшой – отсюда и сокращение.  Теперь я зачастую работаю и за начальника, и за дежурного, и за сторожа».

Супруги Сулыма вырастили  трёх дочерей, а сейчас помогают в воспитании  внуков. Их тоже трое. По стопам родителей  никто из дочерей не пошёл. Дети видели, как выкладываются родители на работе, с утра до ночи и с ночи до утра. Поэтому дали себе зарок на «железку» не идти ни под каким предлогом. Но что примечательно, двое из дочерей выбрали себе в мужья машинистов тепловоза.

Сулыма-старшие порой удивляются, почему дочки не стали железнодорожниками. Особенно это касается их средней дочери. Ведь она практически дитя «железки». Когда Павлине Валентиновне пришло время рожать, до больницы её доставлял… тепловоз.

«Этот день запомнила на всю жизнь, - улыбается Павлина Валентиновна. - Случилось это в 1983 году. Я почувствовала, что буду рожать, но как назло, рядом не оказалось транспорта, чтобы ехать в районную больницу.

Александр Владимирович в панике побежал на станцию: железная дорога выручала и не в таких ситуациях! Вызвал через поездного диспетчера маневровый локомотив с соседней станции Майна… В общем, еле успели доехать до  районной больницы»…

Дочь Татьяна выбрала себе профессию в сфере торговли, а машинист, который вёл тот самый тепловоз, стал её крестным отцом. Он уже вышел на пенсию, но проявляет заботу о Татьяне до сих пор, всё время при встрече справляется  о здоровье малышки, хотя «малышка» уже разменяла четвёртый десяток.

Для Павлины Валентиновны станция Выры – второй дом, она может говорить о ней часами, несмотря на то, что сегодня эта точка на карте Куйбышевской занимает очень скромное место в перевозочном процессе. Выры – станция промежуточная, пятого класса, расположена в Майнском районе Ульяновской области.

«Зато выгрузка на станции одна из лучших, – с гордостью говорит Павлина Валентиновна. – В месяц доходит до 90 вагонов. Большой объём выгрузки обеспечивается за счёт местной нефтебазы».  
  
В чистоте и уюте станции Выры чувствуется хозяйская рука. Благоустроенная территория, выложенные плиткой дорожки, зелёные насаждения. Павлина Валентиновна даже посадила на станции лимонное дерево, и оно плодоносит не хуже, чем в жарких странах.  

В настоящее время, по указанию губернатора Ульяновской области, от станции Выры до основной автотрассы прокладывают асфальт, так что глубинка не забыта в верхах!

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в помещение станции – это большая, во всю стену, картина с изображением природы. Рядом блестит чистотой и уютом отремонтированный кабинет начальника станции. Всё здесь аккуратно, всё на своём месте.

За 40 лет работы Павлина Валентиновна, по её признанию, так привыкла к железной дороге, что не мыслит без неё жизни. Конечно, за это время пришлось пережить немало как радостных, так и тревожных мгновений. Но никогда, ни при каких обстоятельствах, начальник станции не отворачивался от тех людей, кто очень нуждался в её помощи. Неоднократно она спешила на выручку пассажирам, оказавшимся в трудной ситуации.  

Нашей героине особенно запомнился случай, когда на станции Выры была травмирована проходившим поездом женщина.  Железнодорожники на руках принесли её к начальнику. Павлина Валентиновна не растерялась, срочно приступила к «врачеванию».

«Пришлось применить на практике навыки оказания первой медицинской помощи, которые мы отрабатываем на макетах в кабинетах по охране труда, – вспоминает Павлина Валентиновна. – Слышала где-то, что главной причиной смерти становится не само ДТП и полученные травмы, а неквалифицированная или неправильно оказанная первая помощь. И это действительно так. Часто и бездействие случайных свидетелей аварии становится причиной смерти пострадавших».

До приезда «скорой» Павлина Валентиновна обработала рану потерпевшей, наложила ей повязку, в результате к той вернулось сознание. Врачи по приезду похвалили железнодорожников за грамотные действия. Сама пассажирка потом быстро пошла на поправку, приезжала на станцию благодарить свою спасительницу.

Нередко бывает и такое, что люди обращаются к Павлине Сулыма с просьбой помочь доехать до места назначения, так как денег на поезд у них нет или недостаточно.  Начальник станции не отмахивается от таких пассажиров, по доброте душевной  помогает им чем может.

«От меня не убудет, а кто же поможет как не начальник станции?» – удивляется героиня.
«За время работы Сулыма проявила себя ответственным, добросовестным, дисциплинированным работником и технически грамотным руководителем, – рассказала председатель первичной профсоюзной организации Нижнекамского центра организации работ железнодорожных станций Наталья Исаенко. – Она 40 лет является профгрупоргом станции, имеет благодарность председателя РОСПРОФЖЕЛ за укрепление единства профсоюзного движения. Это замечательный наставник молодёжи, который постоянно повышает свои профессиональные знания.  Благодаря трудолюбию, порядочности и общественной активности  Павлина Валентиновна пользуется большим авторитетом среди работников не только станции Выры, но и в коллективе Нижнекамского центра. Мы готовим ходатайство на награждение её нагрудным знаком «40 лет в РОСПРОФЖЕЛ».

Глядя на этого ответственного и отзывчивого руководителя, кажется, живи она не на своём маленьком полустанке в деревушке, а в городе, – светила бы ей хорошая карьера. И выбор у неё был, предлагали при распределении станции и более высокого класса. Но, с другой стороны, нет гарантии, что Павлина Сулыма достигла бы такого большого опыта работы, ведь даже наличие заместителей не спасают главного руководителя станции от ежедневных стрессовых ситуаций. Как говорится, лучше уж синица в руках…

Автор: Александр Савенков