Сейчас будет поезд! Звезда

Сейчас будет поезд!

Светлана Гладкая, Дежурная по переезду Ростовской дистанции пути



На этом переезде особенно важно, чтобы дежурный был постоянно внимателен, контролировал ситуацию и при необходимости вмешивался в неё
Дежурная по переезду Ростовской дистанции пути Светлана Гладкая два раза в этом году предотвращала наезды поездов на автомобили.

Оба случая были связаны с тем, что водители автомобилей не успевали покинуть переезд из-за образовавшегося на нём затора и оказывались запертыми между плитами УЗП.
Светлана дежурит на самом сложном и потенциально опасном переезде, который имеется на территории обслуживания дистанции. Он расположен на 1221-м километре в Ростове по улице Мечникова, интенсивность движения тут составляет до 15 тысяч машин в сутки.
Переезд имеет большое значение для города. Он оборудован всеми современными средствами автоматической переездной сигнализации, УЗП. Казалось бы, безопасность на нём надёжно обеспечена. Однако интенсивность движения поездов, особенно в летнее время, и машин на нём настолько высока, что при несоблюдении водителями правил дорожного движения существует опасность остаться запертым на нём между плитами УЗП. По счастью, на таких переездах находятся опытные дежурные.
– Светлана Гладкая прекрасно справляется со своими обязанностями, она одна из лучших наших специалистов, у неё на переезде всегда порядок, – считает главный инженер Ростовской дистанции пути Максим Смолин.
Мы познакомились со Светланой на её рабочем месте в воскресенье.
– Это единственный для нас относительно лёгкий день недели, потому что машин меньше, а в будни мы почти всё время находимся у дороги, контролируем движение, – говорит Светлана. – Когда мало транспорта, мы можем зайти в помещение, обзор в нём хороший, окна выходят на все стороны. Но машин всегда много. Бывает, мне нужно отойти, приходится закрывать переезд. Потому что опасная ситуация может случиться в любой момент. Не бывает здесь легче и ночью, так как каждые несколько минут идёт поезд.
Хотя в воскресенье поток машин обычно снижается, расслабляться дежурной не приходится, и вот почему. Наблюдаю такую картину: прошёл поезд. Переезд обычно открывается таким образом: сначала поднимается шлагбаум, потом гаснут красные огни, что говорит о том, что теперь машинам можно ехать. Но когда на подходе находится встречный поезд, фонари продолжают гореть, а шлагбаум немного приподнимается и почти сразу опускается. Водителям следовало бы об этом помнить, чтобы не попадать в неприятности. А они, как правило, торопятся, начинают движение, не дожидаясь, пока погаснут светофоры. Это, кстати, является нарушением правил.
Так было и в этот раз. Как только стал подниматься шлагбаум, первая машина сразу поехала, не дожидаясь, пока шлагбаум поднимется до конца и погаснут красные огни. Дежурная бросается к автомобилю. «Стой, нельзя! Сейчас будет поезд!», – кричит она. Шлагбаум в это время неожиданно для водителя опускается и бьёт машину по крыше. Светлана в ручном режиме поднимает шлагбаум, и водитель сдаёт назад. Он спокоен, не кричит и не возмущается, очевидно, понял свою ошибку. Но далеко не все ведут себя аналогично в таких случаях.
– Бывали случаи, когда и стёкла бил шлагбаум в автомобиле. Попробуй объяснить человеку, которому причинён ущерб, что это не я опустила шлагбаум, а сработала на переезде автоматика, – поясняет Светлана. – А ещё, что это, возможно, спасло ему жизнь, так как он не попал под поезд.
Буянам она обычно предлагает вызвать полицейских и в их присутствии во всём разобраться. Это, как правило, срабатывает, и лихачи после такого предложения ретируются.
Однажды был случай, когда один из водителей в такой ситуации решил всё же дождаться полицейских. Но к нему подошли другие автомобилисты и объяснили, чем это для него чревато, что он может остаться без прав на ближайшие полгода.
А в другой раз полицейские показали ей объяснение нарушителя, где он написал, что ехал не на красный, а на мигающий зелёный. Человек даже не знает, что такого сигнала на переезде нет.
Светлана разводит руками. Хорошо, что всё так обошлось. А ведь подобные казусы тут случаются нередко. Водители спешат проехать переезд, ведут себя невнимательно, допускают нарушения. Бывают случаи, когда автомобиль остаётся запертым на переезде, тогда возникает реальная угроза столкновения со всеми вытекающими отсюда последствиями. И только бдительность, выучка и умелые действия дежурной не дают этому произойти.
7 февраля она сорвала пломбу, чтобы предотвратить ДТП на переезде.
– Выехал на переезд длинномерный автомобиль. Я стою у дороги, вижу, что длинномер включил левый поворотник, а в это время навстречу едут два больших джипа. Я понимаю, что они не дадут ему повернуть, и пытаюсь их остановить, но они не подчиняются. В результате один стал на пути, а другой возле УЗП. Их сразу подпёрли сзади. Длинномер тоже стал. И тут зазвенел сигнал. Я понимаю, что в этой ситуации никто быстро не покинет переезд,  срываю пломбу, останавливаю пассажирский поезд, - вспоминает Светлана Гладкая.
В другой раз она включила заграждение при приближении грузового поезда в похожей ситуации. Это произошло 12 апреля.
Случаев, когда приходилось срывала пломбу, у неё за годы работы на переезде наберётся больше десятка. Однажды на переезде у грузовой машины отвалился задний мост. Пришлось тоже останавливать поезд, освобождать переезд.
– Проблема заложена в организации движения машин на подъезде к переезду, – считает она. – Если водитель фуры выезжает с переезда и поворачивает налево – у него главная и его обязаны пропустить. А его нередко не пропускают или не оставляют ему достаточно места для манёвра, и он не может повернуть. И поэтому стоит и ждёт, когда освободится проезд. А за ним уже на самом переезде становятся остальные, потому что они едут за ним вплотную.
Работники дистанции не раз обращалась в ГИБДД с просьбой запретить левый поворот, как это сделали на переезде 1217-й километр, но пока результата нет.
– Это сейчас машин мало, а в час пик тут такое творится, – разводит она руками. – Лезут все сразу и со всех сторон. Кто наглее, тот первым и едет.
Светлана Гладкая работает на переезде 10 лет. И за это время на её дежурстве ДТП не было. Сказывается не только опыт, но и сильный характер. До того как стать дежурной, она 6 лет работала монтёром пути, обслуживала стрелочные переводы. Сегодня многие водители знают её в лицо, здороваются, машут рукой, когда проезжают переезд. Некоторые силу её характера испытали на себе и, вспоминая это, теперь шутят.
Муж Светланы Гладкой тоже путеец. Отдал этому делу всю жизнь. Работает дорожным мастером. До 1 июля был в штате Таганрогской дистанции пути, а сейчас в связи со структурными переменами – в Ростовской. Так что они с женой трудятся на одном предприятии.
Автор: Александр Панченко