Шестое чувство машиниста Звезда

Шестое чувство машиниста

Ибрагим Абдулкадиров, Машинист тепловоза 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Гудермес



Машинист тепловоза 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Гудермес Ибрагим Абдулкадиров вовремя заметил на железнодорожном переезде перекрывающий габариты легковой автомобиль и сумел остановить пассажирский поезд, избежав наезда.

Ибрагим Абдулкадиров вёл пассажирский поезд №398 Санкт-Петербург – Махачкала. Шёл четвёртый час ночи. Было как раз то время, когда человеку больше всего хочется спать. Но машинист благодаря многолетней привычке был бодрым и бдительным. Подъезжая к нерегулируемому без дежурного работника железнодорожному переезду на 147-м километре пикета 8 на перегоне Терек – Червлённая, он всегда был особенно внимательным.
Кстати, таких переездов на этом участке несколько, и везде существует опасность чрезвычайного происшествия. По своему опыту Ибрагим Абдулкадиров знал, что чаще всего именно в таких местах и происходят непредвиденные ситуации, именно тут может поджидать опасность. Он тщательно всматривался вперёд, и, как вскоре оказалось, не зря.
Интуиция его не подвела и на этот раз. Он увидел в свете фонарей переезда, что на нём находится легковой автомобиль. Больше никого рядом не было. Вероятно, водитель застрял, не смог убрать машину с рельсов и принять должных мер, чтобы предупредить железнодорожников об опасной ситуации, которая возникла на переезде.
Установленная для пассажирских поездов скорость на данном перегоне, по словам машиниста, составляет 100 километров в час. Заметив препятствие на переезде, Ибрагим немедленно включил торможение. Он сделал это вовремя, что позволило остановить состав поезда до его столкновения с автомобилем. Многие пассажиры возможно даже ничего не почувствовали. Эта ясная ночь была тихой и тёплой. Никто из едущих в вагонах людей при этом не пострадал, как это возможно при экстренном торможении. И это, безусловно, важно.
Сам Ибрагим Абдулкадиров вспоминает тот случай так:
– Я увидел стоявшую на путях машину и применил торможение. После того, как остановился, сообщил о ЧП диспетчеру и дежурному по станции. Когда такое происходит и удаётся избежать столкновения, первое, что приходит в голову – как хорошо, что никто из людей не пострадал.  В этот момент, несмотря на недавнее напряжение, в душе возникает хорошее чувство и хочется радоваться жизни.
Позже в ходе разбора данного случая было выявлено, что легковой автомобиль «Лифан» без номерных знаков под управлением гражданина Б. 1979 года рождения был брошен на переезде по причине неисправности.
Вина в случившемся полностью лежит на водителе автомобиля, который не сумел принять меры для освобождения переезда, чем создал очень опасную ситуацию, ведь при наезде поезда был возможен сход локомотива и вагонов.
Машинист и помощник оценили ситуацию, организовали уборку машины с путей. По счастью, подъехал ещё один автомобиль. Они остановили его, подцепили к нему неисправную машину и таким образом общими усилиями освободили переезд. Задержка поезда сверх графика составила всего 7 минут.
Это была не первая в богатой практике Ибрагима Абдулкадирова ситуация, когда ему пришлось сделать незапланированную остановку поезда. Были в его работе и другие случаи экстренного торможения. Готовясь к беседе с ним, я узнал, что ещё одно ЧП произошло в марте текущего года, и машинист также проявил себя грамотно и с честью вышел из создавшейся ситуации.
При этом Ибрагим – очень скромный человек, и беседуя со мной, он крайне скупо рассказывал о событиях, в которых принимал участие, говоря, что он ничего особенного не сделал и что это обычные рабочие моменты локомотивной бригады, а таких было много за те годы, что он находится за правым крылом локомотива.
Но один случай даже он сам считает неординарным.
Это случилось в 2004 году. И этот случай вряд ли когда-нибудь сотрётся из его памяти. Ибрагим вёл грузовой поезд (цистерны, наполненные нефтью) на участке Ищёрская – Стодеревская.
– Только проехали станцию Ищёрскую, как под локомотивом раздался взрыв. Сразу же после этого как по команде начался массированный миномётный и автоматный обстрел, и на состав посыпался град осколков и пуль. А потом резко всё прекратилось, – вспоминает Абдулкадиров. - Можно было предположить, что боевики, напавшие на поезд, по какой-то причине решили просто ретироваться и не стали дожидаться подхода военных.
В результате подрыва и обстрела одна секция тепловоза сошла с рельсов, две цистерны упали на бок и загорелись. Стал гореть и тепловоз. Нужно было спасать ситуацию, которая была достаточно тяжёлой и опасной. Но как следовало поступить? Конечно, существуют правила и инструкции, где чётко прописаны все действия. Но все ли и всегда способны им следовать, когда вокруг звучат взрывы?
Ибрагим и его помощник оказались людьми неробкого десятка, приступили к тушению огня, и в итоге им удалось локализовать пожар, не дать ему перекинуться на другие вагоны. Отцепили целые цистерны от горевших, рабочей секцией тепловоза оттащили 34 вагона на безопасное расстояние, где они были закреплены. Затем со станции прибыл маневровый и отвёл эти вагоны от места пожара.
За героические действия в сложнейшей ситуации Ибрагим Абдулкадиров был удостоен звания «Почётный железнодорожник».
Ибрагим пришёл на железную дорогу в 1987 году. Сначала учился в училище, потом работал помощником машиниста в депо. А за правым крылом он находится с 2001 года. Вместе с ним в одной колонне (в первой) сейчас работает его старший брат Рамзан Абдулкадиров. Он тоже машинист, который пришёл на дорогу ещё в 1977 году, после окончания училища, где обучился на помощника машиниста. Потом прошёл службу в Афганистане, а после неё вернулся в родное депо.
Во многом именно благодаря старшему брату, который был во всём для него примером, Ибрагим и связал свою жизнь с железной дорогой, стал машинистом. А сейчас в депо работает и его племянник, который пока помощник машиниста. Так что железнодорожная династия умножается и растёт.
Об Ибрагиме с уважением отзываются его коллеги. Он на хорошем счету у руководства депо и дирекции тяги. Машинист-инструктор Расул Алиев считает Ибрагима настоящим профессионалом, который постоянно добивается экономии дизельного топлива во время поездок. Кроме того Абдулкадирову сегодня доверяют обучение молодёжи, и он щедро делится с ними своими знаниями и богатым опытом. Его помощник Юсуп Ящадов ездит с ним вместе уже 4 года. Ибрагим считает, что его помощник уже готов к тому, чтобы учиться на машиниста. С таким наставником, как он, можно быть уверенным, что со временем из Юсупа Ящадова получится настоящий профессионал.
Автор: Александр Панченко