Так слагается успех профессионала Забайкальская магистраль

Так слагается успех профессионала

Александр Залата, Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Карымская



На счету машиниста-инструктора эксплуатационного локомотивного депо Карымская Александра Залаты несколько предотвращённых железнодорожных аварий. Ему 45 лет, и за его плечами славный путь профессионального роста. В родном депо этого человека ценят за его опыт и готовность всегда дать совет мудрого наставника.

– Из всех машинистов-инструкторов депо Александр Геннадьевич – наиболее грамотный специалист, знающий тонкости работы на всех сериях локомотивов, – сказал о нём начальник отдела кадров эксплуатационного локомотивного депо Карымская Владимир Пивоваров. – В коллективе он пользуется заслуженным уважением, является мудрым наставником для молодых работников.
В “копилке” наград Александра Геннадьевича уже имеется несколько почётных грамот. Руководство ОАО “РЖД” и Забайкальской железной дороги неоднократно отмечало его заслуги материальными поощрениями. В 2009 году начальник дороги наградил Александра Залату именными часами за предотвращение схода поезда.
В этом году ко Дню компании Александру Геннадьевичу была вручена ещё одна высокая награда. Как пояснили в службе управления персоналом Забайкальской дирекции тяги, знаком “За безопасность движения” награждаются особо отличившиеся работники, имеющие стаж работы в локомотивном хозяйстве не менее пяти лет и не допустившие за всё время работы ни одного замечания за нарушения требований безопасности движения поездов. Общий стаж работы Александра Залаты на железнодорожном транспорте составляет без малого 27 лет. И за всё это время он, действительно, не получал ни одного замечания за нарушение безопасности движения поездов.
При знакомстве с ним сразу замечаешь, насколько он сосредоточен, не суетлив и рассудителен. Лучшие качества машиниста у него в крови. Дело в том, что Александр Геннадьевич – машинист потомственный. Дед, Василий Иванович, почётный железнодорожник, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, водил по Забайкальской железной дороге паровозы ещё в послевоенное время. По мужской линии в семействе Залата всегда было много детей. Парни, а зачастую и девушки, вслед за старшим поколением выбирали профессию железнодорожника. Отец Александра Геннадьевича стал машинистом, как и ещё двое его двоюродных братьев. Один из двоюродных братьев работал электромехаником контактной сети.
Геннадий Васильевич долгое время работал в Могзонской дистанции пути машинистом автомотрисы. Для молодого Александра это сыграло большую роль при определении жизненного пути.
– Я учился в школе, подшефной локомотивному депо, которое в советское время существовало на станции Могзон, – рассказал Александр Залата. – Вместо обычных уроков труда у нас уже в старших классах была производственная практика. Проходили её мы учениками слесаря. Сразу по окончании школы, в 1990 году, я и пришёл в депо и был прикреплён к слесарю-инструментальщику.
Одновременно Александр Залата поступил в филиал Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта в Чите (ныне ЗабИЖТ). Призвался в армию, службу проходил в танковых войсках в Германии. Затем вернулся в Могзон. Работал вместе с отцом, в дистанции пути, на нескольких типах, дрезин. За один только 1993 год отучился на нескольких курсах помощников машиниста, получив право работать на нескольких видах железнодорожного транспорта. В конце года стал работать в составе локомотивной бригады. В 2003 году в связи с расформированием могзонского депо был переведён в Хилок, а в 2006-м пришёл на работу в локомотивное депо Карымская.
Курсы машинистов он закончил ещё в 1997 году, однако во главе локомотивной бригады впервые выехал лишь в 2007-м, уже достаточно изучив особенности нескольких видов тепловозов и электровозов. К тому времени он досконально знал устройство почти всех электровозов серии ВЛ, а также локомотива серии ЭП-1.
– Сложнее всего давались тепловозы, – признался Александр Геннадьевич. – В техклассе схемы устройства тепловоза занимали целых три стены. Пришлось уделить немало времени их изучению. Большое внимание на курсах я всегда уделял самоподготовке. Помню, как ещё в конце 90-х с большим трудом достал в магазине “Дорожная книга” в Чите объёмный такой “Справочник машиниста тепловоза” и старательно изучил его “от корки до корки”. И вообще, я всегда старался читать много дополнительной литературы. Приходилось и много лазить, что называется, по “живому” локомотиву, сверяя устройство со схемами.
Приобретённые знания пригодились сразу. В 2010 году одна из поездок выдалась неспокойной. На участке Туринская – Дарасун Александр Залата услышал посторонний звук в области колёсных пар локомотива. Отправил помощника, Евгения Голыгина, обследовать машину. Выяснилось, что на одной из колёсных пар в кожухе зубчатой передачи образовалась большая дыра. Опытный машинист Залата сразу определил, что причиной этого могло стать только то, что у шестерни при большой скорости вращения сбило зуб. Оперативно сообщили дежурному по станции о поломке, загнали локомотив на ремонт. При детальном осмотре выяснилось, что в шестерне недоставало даже двух зубов. И если бы локомотивная бригада не обнаружила это вовремя, то шестерня могла бы полностью разрушиться, что привело бы к заклиниванию колёсной передачи и сходу электровоза с рельсов.
Своевременные действия машиниста и помощника были оценены руководством депо, локомотивного хозяйства и ЗабЖД. Тогда Александр Залата и Евгений Голыгин, как отличившиеся работники, впервые попали на страницы газеты “Забайкальская магистраль”.
Безопасность движения всегда была для Александра Залаты приоритетной задачей в его работе. С самого первого дня работы на железной дороге он понял, что её результаты зависят от многих факторов, начиная с досконального знания конструкции локомотива и заканчивая качественными отдыхом машиниста перед рейсом. Иными словами, для того, чтобы отработать рейс благополучно, одних знаний и навыков машиниста бывает мало. Кроме всего прочего, машинист должен элементарно выспаться, чтобы сохранять высокую бдительность на протяжении всего пути следования.
– Мы, машинисты, постоянно на виду, – отметил он. – Если даже что-то случилось в устройстве пути, автоматики и телемеханики или в работе движенцев, то последней инстанцией, которая принимает на себя весь огонь, будет машинист поезда. Поэтому профессиональной подготовке в локомотивном хозяйстве всегда уделяется большое внимание. Каждое замечание, сделанное локомотивной бригаде в пути следования, становится причиной того, что из рейса она идёт на тренажёр, где отрабатывает действия в проблемной ситуации.
Сегодня, контролируя работу машинистов в качестве опытного специалиста, Александр Геннадьевич до сих пор благодарен своим наставникам. И продолжает учиться. На техзанятиях берёт все новое, что даёт машинист-инструктор по обучению эксплуатационного локомотивного депо Карымская Евгений Землянов. Слушает его так же внимательно, как и много лет назад слушал своего учителя, Петра Безверхого, ныне ушедшего на заслуженный отдых.
Впрочем, необходимым дополнением к мо­раль­но-психологической обстановке на производстве Александр Залата считает наполненную личную жизнь состоявшегося, успешного человека. Любит отдохнуть с удочкой на берегу реки. До сих пор выезжает с отцом на охоту. Считает, что лучше этих мужских увлечений ничто не снимает усталость и не даёт возможность дать выход эмоциям. Но и это ещё, конечно же, не всё.
– Залог любого успеха в жизни, – считает он, – это крепкий тыл – счастливая и любящая семья.
Как и у деда, и у отца, у Александра Геннадьевича много детей. Точнее, четверо. Ксения, самая старшая дочь, учится в Читинской государственной медакадемии, 18-летний сын Сергей – в Хилке, в железнодорожном профтехучилище. Он будущий электромеханик. Ещё один сын, Артём, ходит в третий класс школы, а самый младший, Семён – в детский сад.
Многим в своей жизни Александр обязан жене. Анна, как верная спутница жизни, и в поездку соберёт, и всегда поддержит в трудную минуту. Именно она вдохновила его на многое. Именно благодаря ей он всё же закончил в 2012 году институт, академический отпуск в котором взял ещё до армии.
Сейчас, будучи машинистом-инструктором, Александр Залата всё ещё не распрощался с линией, и по прежнему уходит в дальние рейсы. С 2013 года в депо Карымская между машинистами-инструкторами существует разделение труда. Одни, руководители колонн, ведут учёт событий и замечаний локомотивных бригад. Другие, как и Александр Залата, выполняют инспекторские функции. Он заступает в рейс с локомотивной бригадой с одной целью – проконтролировать ход поездки. С молодыми едет полное плечо, до Чернышевска. С более опытными, у которых стаж больше года, может доехать лишь до Шилки.
Система контроля поездок такова: машинист-инспектор передаёт информацию о событиях и замечаниях в пути следования руководителю колонны, тот анализирует её, проводит с работниками беседу, назначает занятия на тренажёре и сдачу зачётов комиссии. В случае грубого нарушения требований безопасности Александр Геннадьевич, как старший по должности, может отстранить машиниста от рейса и сам принять на себя управление локомотивом. Впрочем, с 2016 года, пока Александр Геннадьевич работает в этой должности, у него таких случаев не было. Чем не показатель высокого профессионализма локомотивных бригад ТЧЭ Карымская? И чем не ориентир для других?
Александр Залата – пример максимальной самоотдачи в работе и профессионального становления. Естественно, что на каждом предприятии хотели бы иметь как можно больше таких специалистов. Именно на таких людей равняются, ими гордятся, их ценят.

Автор: Константин Чиров